Необычный аргумент в пользу храма

Сегодня если произнести слова «аргумент в пользу храма», сразу становится понятно, о чём речь. О строительстве церковного здания в Екатеринбурге, в районе драмтеатра, на месте сквера, на берегу набережной Исети.

Высказана масса аргументов против этого строительства. Аргументы «за» как правило более слабые: много храмов – хорошо, горожанам предлагают уже третье место, а они всё не согласны.

Хочу предложить один нестандартный аргумент в пользу строительства храма на этом месте. Кому-то он может показаться юродским, смешным – что ж, я не против, давайте посмеёмся. В конце концов в каждой шутке есть доля правды.

Начнём с того, что спорное место находится в совершенно нежилом районе. Ближайшие его соседи – драматический театр, Ельцин-центр, правительство Свердловской области, пятизвездочный отель международной сети Хайятт.

Ни прихожанам, ни матерям с колясками делать там нечего. Единственный вид общественного транспорта, который там проходит – 22-я маршрутка, тесный микроавтобус, для колясок – определенно не вариант. Кстати, непросто туда добраться пешком и с другого берега, со стороны Храма-на-Крови: автомобильный мост по улице Челюскинцев к пешеходам весьма недружелюбен (вот куда бы приложить усилия городской администрации!).

Самый естественный путь к скверу и возможно будущему храму – пятнадцатиминутная прогулка от метро «Площадь 1905 года». Но как раз ровно рядом со входом на эту станцию находится храм Большой Златоуст, недавно восстановленный, и постоянно пустующий – прихожан нет и там, в офисном районе. В нескольких шагах от метро есть и отличный сквер – набережная между картинной галереей и Плотинкой – так что верующим и мамам с колясками совсем необязательно тащиться к драмтеатру.

Кто же пойдёт в этом направлении? Если не брать в расчет административные здания, то посетители Ельцин-центра.

Аргумент такой: почему бы не подать строящийся на этом месте храм как память Борису Ельцину?

Нет, не прямым текстом конечно. Освятить его в честь князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. А в СМИ провести кампанию о том, что храм послужит памятником всем жертвам политических репрессий в истории России, среди которых Борис и Глеб – первые.

Тем не менее, Ельцин-центр соседствовал бы с Борисовским храмом.

Прежде всего это перемешало бы ряды сторонников храма и сквера. Православные сталинисты немедленно вспомнили бы об анафеме 1993 года и перешли из числа сторонников храма в противники. С другой стороны, многие люди, настроенные либерально, не протестовали бы против памятника жертвам репрессий. Кроме того, свою роль сыграли бы течения тех, кто в соответствии с генетической экспертизой признаёт подлинность останков царской семьи, найденных в Поросенковом логе и перезахороненных в Петропавловской крепости – это была инициатива Ельцина; и тех, кто этому признанию противится.

И Алтушкину было бы не грех возводить памятник не себе самому, а тому, кто предоставил ему возможность нажить миллионы. И верующим не стоило бы забывать, что именно при Ельцине пришла свобода вероисповедания, и золотые купола начали расти как грибы. В конце концов Ельцин-центр задуман именно как «заповедник 1990-ых»: и купола, соседствующие с отелями из стекла и металла, и братки с золотыми зубами и татуировками «альфа и омега» весьма органично вписались бы в эту среду.

Смех смехом, но когда уже князья церкви научатся не только продавливать решения силой, но и действовать дипломатически? Нынче в новостях прошло, что Екатеринбургский митрополит Кирилл сам попросил убрать забор вокруг сквера. Может быть, это первая ласточка перемен?

Юрий Эльберт