О древних сказаниях

Бывает, некое слово глубоко западёт в душу. Так, неожиданно может открыть новый смысл строки Евангелия, привычной утренней или вечерней молитвы. А у Роберта Говарда так было со словом «пикты». Этот народ, населявший древнюю Каледонию, и до сих пор вызывающий споры учёных о своём происхождении, интересовал его не с точки зрения истории, а как поэта.

Помню, в очередной раз начитавшись древнеанглийских и шотландских баллад, я спросил знаменитого профессора филологии, есть ли в произведениях особый дух народа и можно ли говорить о духе народа вообще? Профессор ответил, что это глупость, но я ему не поверил тогда, как не верю и сейчас.

Особое, только этим народам присущее очарование, влечёт ценителей английской, шотландской и древнекельтской литературных и фольклорных традиций.

Так Говарда заворожила мысль кельтов, что опавший лист может быть важнее, чем падение империи. В том смысле, что красота сотворённого мира всегда важнее, чем творимые людьми безобразия.

В прекрасной Старшей Эдде есть строки:

Кто нравом тяжел,
тот всех осуждает,
смеется над всем;
ему невдомек,
а должен бы знать,
что сам он с изъяном.

И только взгляд добрых простаков земли не старается замечать изъяны в других. Ведь наш мир создан, чтобы мы умножали в нём свет и добро. Тогда нас будет радовать и удивлять то, что мимо чего пройдёт равнодушный и злой. И, всё же, несмотря на всех злых людей, кроткая благодарность простаков хранит этот мир больше, чем мечи и пушки могучих властителей мира, важнее жизни которых всегда оказывается самый обыкновенный, опавший кленовый лист…

Святой Иустин Философ говорил, что любой язычник имеет в себе внутренний закон совести, согласно которому может жить. Там, где язычник живёт по совести, он следует воле Господней. И там его мысли находятся в русле истинной веры. Поэтому древний эпос полон удивительных прозрений и важных наблюдений. Такова и «Старшая Эдда», собрание сказаний древних германцев, к которым относятся и викинги.

Тут читатель найдёт мудрость, которой не постыдился бы и Габриэль Маркес, и Ремарк. От простых житейских советов, вроде «хуже нельзя в путь запастись, чем пивом опиться»  до поразительных прозрений, как «а злой не во всем нехорош».

Читая эти сказания понимаешь, что человек не может жить злом и смысл его бытия только в добре.

По мысли Толкиена мифы — это то, что люди придумали об истине. То есть, постигая в своей совести истинное положение дел во Вселенной, они создавали сказания, в которых старались отразить красоту именно горнего мира, который и они в какую-то меру предощущали.

Это единство понимания добродетели в неких ключевых её аспектах мы встретим в разных сказаниях и у разных народов, и оно говорит о том, что добро и зло – это не то, что придумали люди. Добро всегда и везде ощущается как добро (кроме, как пишет тот же Иустин Философ, людей, испорченных неправильным воспитанием), а зло всеми ощущается как зло. Ложь, трусость, предательство, обиды причинённые другу, соблазнение чужой жены, клятвопреступление – всё это ненавистно не только христианину XXI века, но и древнему германцу.

Христианин знает об источнике добра. А древний германец не знал об этом. И, кто знает, — может быть, случится так, что подвиг живущих по долгу языческих германцев перед Богом в некоторых случаях будет выше подвига христиан. Ведь это подлинный героизм – жить как христианин, если ты никогда не слышал о Христианстве. И не только жить, но и защищать то, что тебе предельно дорого, просто потому, что ты знаешь – именно так должен жить человек, который ступает по земле в вечность.

Артем Перлик