О созвучии истине в детских произведениях

В начале учебного года мы решили побеседовать с педагогом, литератором и патрологом Артемом Перликом — постоянным автором портала «Христианская Россия». Темой нашей встречи стал поиск созвучия истине в культуре и возможности передать навык ее различения детям в семье и в школе. 

— Многие люди моего поколения росли на книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Но нас смущает, что в последнее время писательница подыгрывает современному обществу, теряющему моральные ориентиры. Несмотря на это, Роулинг сталкивается с травлей феминисток и представителей ЛГБТ-движений.

Тем не менее, Поттериана — это все та же замечательная литературная эпопея, несмотря на сегодняшнее следование ее автора сомнительной политической конъюнктуре. Правда ли, что по большей части это христианская книга? Как объяснить детям перекосы в жизни и общественной позиции Джоан Роулинг?

— В литературоведении есть такой хитрый прием, разделять автора человека и его же, но уже в роли автора произведения. О том же говорит и Василий Великий, когда советует юношам из всякого античного сочинения брать мед, а не яд.

Конечно, читатель хотел бы видеть в роли писателя – святого или праведника. Это верная интенция мысли, потому что поэт, писатель, играет в обществе роль, чем-то сходную с ролью святого в мире и церкви. Но таких писателей праведников, писателей райской тональности – очень мало, потому что эта райская тональность жизни требует не просто христианства, а подвига в христианстве. Если этот подвиг сочетается с гениальностью, тогда мы имеем таких классиков-праведников как Толкиен, Честертон, Андерсен.

Что же до колеблющихся взглядов Роулинг – то эти взгляды – всего лишь порождение мира сего, а мир сей, ложное людское общество не стоит того, чтобы обращать на него хоть какое-то внимание. Это всё равно, что читая Толкиена и Достоевского выяснять, отчего они оба были монархистами. Для того Царства, в которое мы стремимся, это так же маловажно, как выяснять, почему кто-то из святых любил жареную картошку больше вареной.

Берите у человека, у писателя все, где вы чувствуете созвучие истине, до которой вы доросли. Но не позволяйте силам зла погрузить вас в незначимые вопросы мира сего, в политику, в обсуждение тех или иных незначимых взглядов. Пусть этим занимаются взрослые и солидные люди. Они все, как на подбор – знатоки, но не для них существуют Божьи обещания в волшебных сказках!

— Что общего у советской и западной анимации? Почему и те, и другие шедевры мультипликации, зачастую созданные на основе сказок, не любят многие христиане-традиционалисты?

— В начале несколько слов о традиционалистах. Это люди, которые, при всей их кажущейся верности православию (прим.ред. — или любой другой конфессиональной традиции), смотрят на церковь извне, как антрополог смотрел бы на катехизис, с которым он собирается сличать свою жизнь, но этой книжки мало, чтобы почувствовать биение сердца церкви. Гадамер говорил, что только вхождение в традицию помогает понять священные тексты религии. Помогает понять и её саму. А традиционалисты, глядя извне, со стороны законов и запретов, не видят, до какой степени Христианство есть религия радости, света, утешения, то есть всего того, что дает нам волшебная сказка.

Думаю, их нелюбовь к сказке кроется еще и в том, что сказка – всегда против ханжества и фарисейства, она за свободу, она против скучных уроков в скучной воскресной школе, где моралисты-традиционалисты мучают детей определениями и предписаниями. Сказка же всегда выходит за предписания, потому что она входит в область божественного.

Возьмем, к примеру, сказку Толкиена «Хоббит». Прекрасный, освобождающий, рождественски-вдохновляющий текст, который равно могут читать и дети, и взрослые. Вот, размещают эту сказку на сайте «Предание.ру», и какой-то Василий Афломов 28.01.2021 пишет следующий комментарий:

«Хотелось бы сказать, что издавая книгу для детей не надо изображать курение. А для православного сайта это в двойне неправильно, ведь можно же было найти картинки и без изображения курения! Люди которые это на сайте выложили, головой думают?»

Почему вообще хоббиты курят? Вот что волнует такого читателя. И, конечно, ему куда лучше читать скучный «Закон Божий» или филаретовский «Катехизис», а еще лучше – «Почаевский листок», потому что такие книги не требуют от читателя роста души и преображения, чего так явно требует сказка.

— В XX веке появились сказы и сказки Павла Бажова. В них воплотился уральский дореволюционный фольклор. Знаю, что их больше нет в рейтингах наиболее продаваемых детских книг, но они остались в библиотеках и школьной программе. Как они читаются сегодня в современных семьях? Что они представляют из себя?

— Они читаются примерно как Лесков и Белинский. То есть – их больше никто не читает, кроме нескольких ценителей, а в случае со сказами Бажова – и нескольких уральских сектантов, основавших на его произведениях культ поклонения Хозяйке Медной горы…

— Какие советские книги для детей и юношества не потеряли свою актуальность и стали общепризнанной классикой? Какие из них близки верующим читателям и почему?

— Советская, если можно так выразиться, «сказка» – вся целиком была малоталантлива и строилась на положении, что жизнь в стране советов чудеснее всякой сказки. Вообще, в настолько тоталитарном обществе, каковым был СССР, всякое творчество возможно только вопреки общей системе. Потому единственный настоящий сказочник той поры – Евгений Шварц, но причислить его к советским писателям можно не больше, чем католическую святую, расстрелянную немецкими фашистами, к нацистским писателям лишь на том основании, что немецкие нацисты её расстреляли, или что она жила в Германии в годы Второй мировой войны. Конечно же, Эдита Штайн принадлежала к совсем иной реальности, как и Евгений Шварц.

— Чего ждет общество от христианских писателей, которые пишут для детей? 

— Общество ждет от писателя хороших книг, и писать хорошо – обязанность писателя перед обществом. Куда важнее другое – чего ждет от писателя Бог. Но, чтобы узнать это, необходим личный долгий путь страдания и молитвы.

— Как заинтересовать подростков классической литературой? Стоит ли налегать на это, если ребенок читает качественную современную литературу? Быть может всему свое время?

— Качественной современной литературы просто не существует, потому что нет в мире высоких авторов, по крайней мере, среди печатающихся. Интерес подростков к современной литературе той же природы, что и интерес взрослых к детективам Дарьи Донцовой – в этих малых, невысоких текстах они узнаю́т свою малую, невысокую жизнь со своими незначительными чаяниями и проблемами.

Подлинная литература заставляет человека расти, значит, и читать ее могут только те, кто уже желает этого роста. К счастью, пока в мире и в семьях не переведутся страдания, всегда будет какое-то количество подростков и взрослых, кто откроет Сервантеса и Толкиена, чтобы уйти из повседневности ложного людского общества в Божественную реальность. Для таких и существует подлинная литература.

— Как при изучении литературы в школе и дома избежать формального подхода? Каким должно быть преподавание литературы в школе?

— В образовании все зависит только от учителя. Огонь передается от огня. Найдите среди учителей такого, кого все считают дурачком и неумехой, но вокруг чьего имени постоянный шум недовольных ослов – и такой человек лучше других преподаст вашему ребенку литературу. Ведь в основании лучшего учителя – его подвиг.

С Артёмом Перликом беседовал Кирилл Белоусов