ОБ АТЕИСТАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Когда люди тебе действительно дороги, ты стараешься узнать всё, относящееся к ним, чтобы им помочь.

Мудрый греческий архимандрит Андрей Конанос как-то спросил одного знакомого праведного епископа из Европы:

– Что вы сейчас читайте из духовной литературы?

Епископ ответил:

– Сейчас я читаю Коран.

И в ответ на удивление Андрея Конаноса пояснил, что хотел бы знать точнее, как смотрят на мир миллионы людей на планете, чтоб встречаясь с мусульманами, он мог помочь им как можно больше.

Отец Александр Шмеман тоже часто читал атеистическую литературу, видя за гневными строками людскую болезнь или боль.

И я тоже читаю и смотрю, как видят церковь на постсоветском пространстве люди к ней не относящиеся. В интернете вы встретите довольно много мемов, антиклерикальных шуток и карикатур. И, если вы посмотрите их действительно много, то заметите общую закономерность: на Христа шутники и обиженные люди не нападают почти никогда, разве только какой — нибудь ненормальный позволит себе глупый выпад в адрес Бога. Но ненормальный и есть ненормальный.

99.9% шуток, мемов и антиклерикальных рисунков направлено против верующих людей, далёких от Бога. То есть, против того, что отвратительно и самому Христу.

Но, поскольку большая часть ходящих в храмы людей живёт по закону ложности и формы, такие темы для разговоров не популярны. Заговорите об этом – и верующие обвинят во всех грехах и злодействах.

Между тем, трудно найти святого не говорившего о том, что ходящие в храмы не знают Боге и крайне далеки от Него.

Маловерный никогда не пробудит веры в другом. Никогда не заслужит доверия надменный невежда. Люди восстают против богатства, когда оно в руках скупца; презирают власть, если она принадлежит бесчестным; больной не поверит больному врачу.

Есть у людей здравый смысл и верное суждение. Усталый путник сердится на трактирщика, который не может предложить ему ужин и постель, спрашивая его: зачем же ты назвался трактирщиком?

Святой Николай Сербский «Мысли о добре и зле».

Христос, укоряя убожество современных Ему верующих, как пример для них приводит язычников, и Его слова каждый раз вызывают лютую ненависть среди ортодоксов. Всё равно как если бы кто сейчас зашел в храм РПЦ и рассказал о том, как Папа Франциск отмечает свои дни рождения с нищими, как скромна английская королева или как служила прокаженным мать Тереза.

И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

(Лк 4:24-30)

Между тем, в богословии отцов и в Евангелии есть ещё такое понятие как «овцы вне стада». Блаженный Августин пишет об этом «О, сколько овец вне стада, и сколько волков внутри стада!».

То есть, не ходящие в храмы правой веры часто чутки к Богу, а ходящие часто узколобы, фанатичны, не умеют видеть и готовы разорвать того, кто старается им открыть глаза. Об этом, кстати, Евангелие.

В мире много безразличных к сути, но от верующих все всё равно ждут чуда исцеления, а не унылой малосольности и запретов.

Приведу пример из жизни Назария (Терзиева), (1933 — 2011), знаменитого болгарского старца. До монашеского пострига старца звали Николаем. Как-то, работая на заводе коммунистической Болгарии, он обнаружил, что сломалось главная машина, которую он обслуживал.

Николай очень переживал, боялся что их, его в том числе, заставят платить за ремонт. В волнении поехал посоветоваться в Врачанский монастырь, рассказал матушке Кассиане о случившемся, и та его успокоила: «Не волнуйся. Если потребуется, корову продадим и заплатим».

Николая потрясло такое отношения к человеку, и оно частично определило его выбор стать монахом, чтоб научиться быть настоящим.

В книге румынского журналиста Велизара Пейкова «Встречи со старцем Назарием» мы читаем о таком случае:

Взгляд старца на людей был по-настоящему небесным. Коммунисты нанесли много вреда Болгарской Церкви, и, между тем, Назарий рассказывал следующую историю о некоем старосте деревни, который был «бывшим партизаном и идеалистом». Он мне рассказывал, что, как только они к власти пришли, сразу забыли о каких-то там идеалах. «Я им говорю: товарищи дорогие, что же вы делаете, за то ли мы боролись?» А они ему: «Молчи, если жить хочешь!».

Так я тебе скажу (говорил Назарий), этот кмет (почтенный селянин) больший христианин, чем многие другие. Всё от человека зависит. Другой, смотришь, какой-нибудь поповский сынок в академии богословской учится, а выходит оттуда бездельник и безбожник. Всё от человека зависит.

…Старец рассказывал, как однажды этот коммунист сказал ему: «Ты для меня настоящий коммунист», на что старец ему ответил: «А ты для меня настоящий христианин!».

Как видим для святых и подвижников, не было трудности в том, чтоб узнать Христианство даже в тех, кто внешне ему противится. А для рядовых верующих такие высказывания святых и даже Христа, (если бы они читали Евангелие и об этих Его высказываниях знали) – чудовищны, потому что указывают на малое представление большинства ходящих в храмы людей. И они тогда выкручиваются как могут. То клянут говорящих такие вещи, то затыкают уши, то пытаются задавать каверзные вопросы, вроде «а таинства у этих атеистов и иноверцев тоже есть?», то обвиняют в экуменизме, и тому подобное.

Альберт Швейцер писал о таких малых людях малого понимания: «Ошибается тот, кто считает себя христианином лишь потому, что ходит в церковь. Регулярное посещение церкви так же не способно сделать человека христианином, как регулярное посещение гаража не способно сделать человека шофёром».

Но на самом деле люди действительно разделяются на два вида – и во Втором Пришествии и сейчас: на тех, кто встаёт по правую и левую сторону от Бога. В 25-ой главе Евангелия от Матфея сказано о том единственном критерии, по которому производится это разделение. Мы здесь назовем его созвучием с Богом, которое, как указывает в этой главе Христос, выражается только в жертвенном служении другим.

Но не пытайтесь объяснить это всякому встречному в храмах на постсоветском пространстве. Даже Феофан Затворник не сумел это сделать и возмущался, что, сто́ит только заговорить с православными в РПЦ о важности добрых дел, как они ответят «эти слова́ пахнут Западом», и разные другие нелепости.

Не слушайте таких людей, ведь они всё равно не смогут с вами поделиться тем, чего не имеют. Не смогут поделиться Богом.

Симеон Новый Богослов советовал через личную деятельную доброту стать похожим на Бога, и так увидеть, кто в мире принадлежит Ему…

Те, кто от Бога, узнаю́т друг друга по вкусу истины.

Узнаю́т и рядом с собой и через годы, эпохи, страны…

В то же время суд верующих малого понимания над всеми другими – скор и суров.

Милость Божия всё, касающееся людей, взвешивает иначе — не так, как хотелось бы фанатикам и формалистам.

В фильме «Спеши любить» есть такие слова: Мой список дел скромнее планов Божьих, задуманных на мой счет. И помыслы Его велики и бесконечны.

И, как бы ни противились этому столь многие религиозные люди малого понимания, – все Его замыслы неизменно ведут к радости Его детей!

Артём Перлик