Отпевать ли невоцерковленных?

Я думаю, что отказ в отпевании человека на основании того, что он не ходил в церковь, — совершенно бесчеловечная практика. Обращается, понятное дело, не сам умерший, обращаются его живые родственники, которые беспокоятся о его загробной участи. В сущности, никакого стройного и ясного учения на этот счет церковь сама не предлагает, потому что давно запуталась в апокрифических преданиях и странноватых откровениях разных старцев. Но грозные слова, что всякий некрещеный погибнет, периодически звучат. Потому и крестят, потому и просят отпеть. И каково при этом родственникам, на которых помимо реального горя обрушивается мистическое?

Собственно, в чем отказ-то? Забронировать и оплатить теплое местечко в раю? — Да нет, священник ничего не платит, это ему платят. Он должен всего лишь прочитать молитвы. Всего лишь попросить Бога быть снисходительным к умершему. Бог и так все знает, и так милостив? — А зачем тогда вообще молитвы? Молитвы построены так, что в них говорится о принадлежности человека к церкви? — Это резонно, конечно, но вопрос о границах церкви неоднозначен. Неоднозначен он был и в эпоху составления этих молитв, когда церковь пыталась заглотить все общество, как кит Иону. Вот тогда-то и надо было думать, за кого она готова поручиться, за кого нет. Думаю, что разумно было бы составить иной чин молитвы. Но нет, мы же не дерзаем изменить ни одну черту закона.

Церковь не бюро ритуальных услуг? — В самой формулировке холод бизнес-подхода. Вообще-то к ритуальным услугам обращаются те самые «плачущие», вместе с которыми заповедано плакать. И отказ разделить с человеком горе в страхе перед какой-то непонятной ответственностью — не большее ли нарушение заповеди, чем излишняя снисходительность?

Татьяна Александрова