Почему именно Николай

Есть что-то совершенно прекрасное в том, что христианские праздники отмечаются Церквями по нескольким календарям, – получается, что самые любимые даты можно праздновать за год не один, а несколько раз, а это как если бы у вас два раза в году был день рождения!

Между прочим, если лететь в пространстве со скоростью света, то такие парадоксы возможны для всякого, но пока ещё человечество не достигло скорости света, а вот в Церкви подобные чудеса возможны всегда, например, в день святого Николая, который мы можем праздновать и 6-ого, и 19-ого декабря.

Такие светлые вещи, – несомненный подарок Божий людям и предмет радости, который вызывает хмурость на лицах у одних только прихожан РПЦ, где радость и лёгкость вообще всегда под подозрением, а в почёте тяжеловесность и несвобода.

Как-то я решил поделиться с одним знакомым эйнштейновскими открытиями о гравитационном замедлении времени. Но знакомый попросту не поверил мне, сказав, что я что-то там придумал. Мне стало интересно, до каких пор простирается человеческое невежество, и я рассказал ему ещё несколько положений из современной физики. И каждый раз он отвечал мне, что ничего из того, что я говорю, не бывает…

– Ты прав, – согласился я с ним, – конечно не бывает, а бывают только валенки, да рубли, да капуста…

Потому-то и сказала одна моя подруга, что угодить таким людям невозможно, и всё, что в этом мире существует для радости, они обращают в повод для подозрений и тяжести.

А святой Николай как раз и существует как большой подарок для рода людского, как радостное ощущение праздника, что сказка обязательно исполняется в жизни нашей!

Как-то дети-школьники спросили меня на уроке христианской этики, правда ли, что Николай приносит подарки, или всё это покупают родители? Я ответил как есть, что подарки покупают родители, но вдохновляет их к этому святой Николай.

Потому что он всегда вдохновляет к любви. А люди страдают именно от ненужности друг другу. Страдают от этого и люди церковные.

«В чём проблема романа «Отцы и дети»? В том, что там нет любви. Даже Базаров разделывая лягушек, ищет там жизнь, и жизни там не находит. В чём проблема между отцами и детьми? В том, что нет любви. Если бы была любовь, то не было бы этой проблемы», — замечает Ольга Данченкова.

Людям очень тяжело быть ненужными, а святой Николай открывает им двери в то особое восприятие мира, где сказка реальна, где зло не может торжествовать до конца, и где мы обязательно находим тех, чьё сердце раскроется для нашего на земле пребывания.

То есть – откроет нам двери в наш мир, но такой, каким он предстаёт для людей с омытыми чувствами и восприятием, когда мы вдохновлены и свободны, и когда мы не подозреваем всякую красоту лишь за то, что она родом не из нашей деревеньки.

Как-то я писал о святом Николае такие вещи, и сопроводил свою заметку светлым рисунком, взятым мною из интернета, где Николай изображен в костюме европейского епископа и в европейской митре. Вся статья моя дышала праздником, но вот пишет комментарий какая-то бдительная православная прихожанка: «Артём, почему это ты использовал в качестве иллюстрации именно эту картинку?».

– Как почему? – да потому, что я анархист, который хочет ниспровергнуть всё мироздание!

А, может быть, потому, что я хочу подарить вам радость? Может быть, потому, что те, кто любят святого Николая и дважды в год празднуют его память, стараются подражать ему не только в том, что он служил литургию, но и в том, что он везде, всюду, ко всем приходил с подарками, что он сам был таким подарком, что и помним мы его потому, что до сих пор он остаётся таким подарком для всех – из рая!

Только вот как принять какой угодно подарок, если твои руки заняты мешком подозрительности, злобы и формализма, и ты считаешь этот гадкий мешок своим главным сокровищем в жизни?!

Артём Перлик