Алексей Попов: Я считаю, что девизом христианина должны быть слова: «Пока дышу, надеюсь»

Сегодня мы побеседуем со студентом Коломенской духовной семинарии Алексеем Поповым. В свободное от занятий и послушаний время Алексей пишет статьи для разных изданий, а также ведет свой собственный христианский блог «Взгляд со стороны». Основными темами нашего разговора стали вопросы пастырского призвания и семинарской жизни.

— Здравствуйте. Расскажите немного о себе: о своей семье, воцерковлении, решении поступить в семинарию.

Добрый день! Я родился в семье изначально невоцерковленной. Уже чуть позже мои родители пришли к вере, а вслед за ними и я сам стал ходить в храм. Сейчас мой отец диакон, а мать работает в церковной библиотеке. Именно мои дорогие и любые родители стали для меня первыми и главными учителями веры, они многое мне рассказали, дали некоторый толчок к выбору моего пути.Поступить в семинарию я решил осознано и твердо, так как где-то с третьего класса школы мечтал стать священником: служить Богу, Церкви и людям (как бы банально это ни звучало).

— Как можно распознать в себе призвание к тому, чтобы стать священнослужителем?

— Знаете, это необъяснимое чувство. Далеко не каждый сможет служить в священном сане Богу. Тут нужно понимать, что Господь каждого призывает на свое место и ни в коем случае нельзя вступать на тот путь, к которому ты не призван. Внутри должен быть какой-то порыв к служению, причем осознанный, а также проверенный временем и испытанием своей веры. Вообще я считаю, что девизом любого христианина, а особенно – священника, должны быть слова:  «Пока дышу, надеюсь». Очень многие люди, которые идут учиться в семинарии или православные университеты, уже в процессе учебы понимают, что у них нет подлинной веры, да и дело это не их.

Чтобы понять, что такое призвание, достаточно посмотреть на пример святых подвижников благочестия. Вот праведный Иоанн Кронштадтский: по житию мы видим, как он любит Бога, как стремится к Нему всей душой, как верует в Него. Это пример для пастырей, которые не должны в своем служении забывать о Боге, как бы это ни звучало странно.

Еще для меня показательный пример пастырства — это архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Как мы знаем из его биографии, несмотря на то, что был в Церкви с самого детства, но принял священный сан он не при первой возможности, а значительно позже. Это пример для тех, кто еще чувствует, что нужно испытать свою веру и стремление к священному сану. Да и потом, если помните, он реально показал свою веру в Бога: легко ли простит своих гонителей и предателей?

— Все мы как христиане понимаем, что образование в духовном училище и семинарии включает в себя соответствующее воспитание. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от столкновения с этой системой.

Действительно, в духовных школах присутствует особый дух. На мой взгляд, как бы это странно не звучало для читателей, но семинария создает некоторые условия комфорта. Приведу пример. Каждый христианин хочет спокойно и на регулярной основе исповедоваться и причащаться (по крайней мере, так должно быть). Если ты работаешь в миру, то такая возможность может представиться далеко не всегда. В семинарии ты буквально живешь при храме. Попросил священника поисповедоваться — вот, исповедуешься. Это хорошая духовная школа.

Конечно, семинария учит еще смирению и послушанию авторитетам, чего, к сожалению, многим из нас не хватает. Есть молодые люди, которые не могут угомонить свой пыл и принять какие-то вещи как должное.

— Каким должен быть будущий пастырь? Если можно, дайте свой собственный словесный портрет.

— Конечно, идеалов нет, но есть те, кто к этому приближается. Я вспоминаю своего духовного наставника, отца Михаила Ахламова, который почил в 2016 году. Он для меня пример пастырства: умеренная строгость с удивительной добротой, смирение, упование на Бога. Отец Михаил, например, на исповеди всегда уделял вниманию каждому греху, относясь при этом к таинству не формально, а реально — как к лечебнице, в которой требуется найти корень греха. Такое сейчас редко встретишь.

А вообще при этом вопросе мне вспомнились удивительные и, пожалуй, исчерпывающие слова из Священного Писания: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр.7:26-28).

— Что нужно православному молодому человеку, чтобы духовно и теоретически подготовиться к училищу или семинарии?

— Во-первых, нужно понять самому молодому человеку одну простую вещь: зачем ему священный сан? Если первая мысль будет о каких-то земных благах, то такому лучше и близко к семинарии не подходить. Нужно помнить, что священство — это служение Богу, Святой Церкви и людям, которые приходят к Спасителю. Иерей — орудие в руках Господних.

Во-вторых, нельзя идти подавать документы в семинарию просто потому, что куда-то надо пойти. Как я уже сказал, человек должен гореть служением. При этом неплохо, если идея стать священником вызревала в вашем сердце хотя бы несколько лет — через испытание веры. Некоторые при первом же искушении падают, отрекаются от идеи служения. Это тоже говорит о многом.

Конечно, неплохо было бы, если юноша посетил свою будущую духовную школу. Каждая семинария обязательно публикует список вопросов, который должен обязательно знать абитуриент. Хотя для молодого человека, постоянно посещающего храм, эти вопросы не будут такими уж сложными.

— Какие любимые предметы были у Вас в духовных школах?

— Мне всегда было интересно на литургике и на истории древних церквей. Удивительно было посещать и занятия по Новому и Ветхому Завету. И это особенно важно — ведь если пастырь не знает Священного Писания (не говорю сейчас об углублении в исагогику), то это возымеет разрушительные последствия для его служения. А без литургики священник просто-напросто не будет знать, как ему совершать богослужение в православной традиции. А церковная история полезна в не меньшей степени, так как многие морально-нравственные императивы и уроки истории периода первых веков Христианства в наше время как-то затерты и не вспоминаются в приходской среде.

— Какие достоинства или недостатки Вы увидели за последние годы в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал Вашему воцерковлению и пути ко Христу?

— В моем воцерковлении мне никто не мешал. Период врастания в Церковь и первые годы, проведенные в ней — это, пожалуй, самая сказочная и удивительная пора в моей жизни.

Замечу, что достоинств у верующих людей очень много. Я заметил, что активизировалась социальная работа, и она интересует многих молодых людей. Стоит только немного последить в Сети за деятельностью Владыки Пантелеимона (Шатова) и узнать о его проектах. Это же колоссальная работа! Кто еще так сможет?

Хотите поговорить о недостатках… Пожалуй, они всегда одни и те же, и они происходят от человеческих грехов. Соответственно, нам всем нужно бороться со своими страстями. Как-то раз отец Иоанн Крестьянкин сказал хорошие слова: «Главный враг — это я сам». И действительно: мы ищем проблемы где угодно и в ком угодно, но только не в самих себе.

— Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли Вам результаты их работы?

— Выше я уже рассказал о социальной работе Владыки Пантелеимона. Я вижу активную религиозную жизнь на приходах. Например, в Новокосино (недалеко от места, где я живу в Москве) проходят богослужения для глухонемых. Это большой шаг навстречу к тем людям, которые лишены слуха и, соответственно, не могут слышать слова молитв и полноценно участвовать в соборном богослужении.

Вообще об этом можно говорить долго. Каждый приход — это жемчужина, потому что в любом храме есть какое-то свое особое служение, не похожее на остальных. Перебирать можно бесконечно.

— Посещаете ли Вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

— К сожалению, сейчас я не посещаю такие объединение из-за нехватки времени. Раньше я состоял в Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) — скаутской организации с четко выраженным христианским уклоном. Именно ОРЮР я благодарен за то, что там мне дали христианское воспитание. основы ориентирования на местности и многое другое. Мне нравилось это движение — там реально христианский братский дух: все друг другу помогают и поддерживают. Я считаю это очень важным.

Вообще ОРЮР – это самая удивительная православная организация. В ней есть духовник, который руководит духовной жизнью юных скаутов. Сами же юноши и девушки обучаются разводить костры, строить долгосрочные лагеря… Много чего можно перечислять. Завершить эту тему можно пословицей: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

— В заключение нашей беседы хотелось бы затронуть тему Ваших творческих исканий. Знаю, что Вы ведете православный блог «Взгляд со стороны». Какими принципами Вы при этом руководствуетесь? Какие цели себе ставите? Какие темы являются наиболее актуальными?

— Я создал этот блог для выражения личных мыслей и своих идей. Цель моего блога — донести эти идеи, поделиться с окружающими тем, что я сам лично наблюдал. Вдруг мое видение или мой скромный опыт для кого-то будет полезен? Актуальными темами для меня являются темы наших грехов и ошибок в построении духовной жизни. Я очень много пишу зарисовок, которые должны помочь увидеть человеку мир по-иному, с духовной точки зрения (не обязательно, с религиозной). Я жду в своем блоге не только христиан, но и всех желающих, вне зависимости от вероисповедания и взглядов.

Кирилл Белоусов