Причастие и коронавирус

Коронавирус, как мне видится, обозначил очень серьезную проблему в нашей церковной действительности — магическое отношение к таинству Причастия. Стали раздаваться возмущенные голоса: “Как можно лишить людей Причастия?!”. Многие стали рассматривать как акт исповедничества Причастие в условиях пандемии. Самое большое возмущение вызвал запрет богослужений в других странах. Здесь прежде всего нужно отметить то, что запрет связан не непосредственно с Причастием, а с тем, что во время богослужения скапливается в одном помещении большое количество людей (как уже об этом писал священник Илья Соловьев).

Возмущенные верующие, по всей видимости, совсем забыли слова апостола Павла: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8:35, 38-39). Это пишет апостол Павел, который примерно треть своей жизни, в том числе и последние годы, провел в тюрьме, где у него точно не было возможности преломлять хлеб в собрании братьев и сестер. Разве это лишало его причастия Христу? А теперь давайте перенесемся в XX век. Исповедники и новомученики годами и даже десятилетиями не имели возможности приступать к таинствам Церкви, но, думаю, они были причастны Христу гораздо более, чем мы, которые ходим на литургию каждую неделю. Кто-то из них тайком причащался в тайге или под нарами в бараке, используя клюквенный сок и корку черствого хлеба как Дары для Причастия. У кого-то и этой возможности не было. Но разве шёпотом спетый тропарь Пасхи не был для поющих причастием Христу и друг другу? А мученик, который перед расстрелом произносил “Господи, помилуй”, разве не был причастником святых Христовых Тайн? Можем ли мы сказать, что были лишены Причастия верующие, которые, не имея священника, молились тайком дома и вместе читали Писание, каждый раз ожидая стука в дверь и черного воронка под окнами? Митрополит Петр Полянский, местоблюститель патриаршего престола, все последние годы своей жизни провел в тюрьме в полном одиночестве. Можем ли мы сказать, что он не причащался Христу?

Что происходит во время таинства Причастия? Дух Святой нисходит на собрание и Дары. Но что является главным условием снисхождения Духа? Наличие алтаря? Потира? Лжицы? Нет, главным условием схождения Духа являются вера и любовь молящихся. Это, конечно, не означает пренебрежительного отношения к таинству. Безусловно, таинство для нас — святыня, и мы всегда должны стремиться в нем участвовать со всей Церковью. Но если по объективным обстоятельствам нет возможности совершать литургию в храме по церковному уставу, то это не может никак повлиять на присутствие Христа в нас и среди нас.

Я часто слышал это раньше, а сейчас особенно, о том, что самое главное в жизни христианина — это Причастие. Для многих цель миссии Христа — подарить нам Причастие. Но в центре нашей жизни не оно, а Христос и ближний. Причастие лишь средство и выражение нашего единства. Представляете, когда-то Церковь жила вообще без таинств. Возможно, когда-то она снова вернется к этому опыту. Без чего Церковь на самом деле не может жить, так это без веры и любви. Верить и любить не может запретить никто. Вот, например, нет сейчас возможности у некоторых христиан пойти в храм и причаститься. Но ведь ничто не мешает им в воскресный день собраться небольшой компанией у кого-то дома или вместе со своей семьей помолиться и почитать Писание. И я не думаю, что в данном случае отсутствие храма и церковной утвари может воспрепятствовать Духу Святому сойти на эти малые собрания. Поэтому давайте же, как и апостол Павел, будем верить, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь (сюда же можно добавить коронавирус и запреты властей) не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Александр Королев