Самаритянка Светлана

Наши читатели в письмах просят уточнить, кто такие самаряне или самаритяне? Понятие это в Евангелии встречается дважды. Один раз в притче, рассказанной Иисусом: о том, как добрый самарянин подобрал на дороге искалеченного разбойниками израильтянина, перевязал его раны, разместил за свой счёт в гостинице и оставил денег на лечение (Лк. 10:25-37). Другой раз уже не в притче, а в реальной истории, когда Господь беседовал с самарянкой у колодца (Ин. 4:4-44).

С кем бы сравнить самаритян по нынешним меркам, приняв иудеев-ортодоксов за православных? С католиками? С сектантами?

Дело здесь не только в религии, но и в истории, и в географии.

Когда-то израильский народ поселился на Земле Обетованной, и им правил сам Господь через судей (в этом можно усмотреть подобие «соборности»). Затем израильтяне выпросили себе царя, сначала им стал неудачник Саул, ему наследовали Давид и Соломон, но уже на внуке Давида – царе Ровоаме благополучие закончилось. Единый народ распался на два враждующих государства – Израиль и Иудею. Столицей Иудеи остался святой город Иерусалим, а столицей северного Израильского царства сделался Сихем (современный Шхем или Наблус) – как раз столица Самарии!

По правилам Ветхозаветного иудаизма, Храм Единого Бога на планете может быть только один. Только в нём можно приносить жертвы за грех, совершать особые моления, именно туда нужно нести на сороковой день младенцев (что мы знаем из Сретения Господня). С самого севера страны – из Галилеи, из Назарета ныне нужно ехать часов 5-6 на скоростном поезде, а пешком в пути придётся провести несколько дней, если не неделю. Плюс гражданская война! Но хочешь, не хочешь, а вера велит идти на молитву в Иерусалим.

И кто-то шёл. Но у многих жителей Северного Израиля не хватало рвения. И они, вопреки завету с Богом, открыли второе место для молитвы и жертвоприношений. Оно находилось на горе возле колодца Иакова. В принципе там когда-то молился праотец Иаков и место было освящено… вот только Иаков об Иерусалиме и Божием Храме понятия в ту пору не имел.

Итак, притча о добром самаритянине. Правоверный иудей идёт с севера (из того же Назарета, например) в Иерусалим. Через пустынные места, мимо патрулей и блок-постов, со страхом – как современные паломники вступают на территорию Палестинской автономии, «к арабам», чтобы поклониться святыням Сихема или Вифлеема. И хотя разделение царств стало несущественным, после того как враждующих «мирили» вавилоняне, ассирийцы, римляне, местного патриотизма это, вероятно, не изжило.

Паломника грабят разбойники. Какая разница, уличная банда или неотличимый от банды местный патруль решил надругаться над «религиозным фанатиком».

Поэтому священник (которому предстоит служить в Иерусалимском храме!) и левит (представитель праведного рода) проходят мимо. Дело не в равнодушии, они элементарно боятся, чтобы не привязались и к ним. Вон она банда с цепями и битами, далеко не отошла, нарочно растерзав несчастного для устрашения других. «Ой, мальчики, мы ничего, мы тихонько пройдём, а может вы денег хотите?..»

Добрый самарянин – местный житель. Сам он в Иерусалим молиться не ходит. Но нет сил смотреть на страдания человека, умирающего на обочине. И самарянин оставляет свои дела, перевязывает раны паломника (а банда, возможно, свистит и улюлюкает), и уносит его в гостиницу – с глаз подальше, в отдельный номер и даёт хозяину два динария – не исключено, что и за молчание тоже.
С чем это можно сравнить? Старик в афганских горах подобрал раненого русского солдата, выходил его, не сдавая полевым командирам, и помог вернуться в часть…

Вспомним, по какому поводу была рассказана притча о добром самарянине. «И один законник встал, искушая Его… и желая оправдать себя, спросил: кто мой ближний?»

Где законник-иудей беседовал с Христом? Скорее всего в Иерусалимском храме, во всяком случае на безопасной территории. Представим ещё, что законник этот – житель Иерусалима, и ему, чтобы помолиться, не нужно шагать с котомкой по опасной Самарии. Самаритяне для него – просто еретики, которых он и в глаза не видит.

В чём итог беседы? Христос вынуждает законника собственными устами признать, что ближним праведнику-иудею стал «оказавший ему милость». Законник не может буквально произнести слово «самарянин», у него язык не поворачивается, поэтому он выражается косвенно, но признаёт же суть!

Сколько было за века христианства благочестивых, но бестолковых толкований этой притчи! Кто ближний праведнику? Конечно тот, кто с ним одной веры, как же иначе… Мы православные призваны быть «добрыми самарянами» для православных же. Или совсем умилительное: два динария, оставленные самарянином гостиничнику, суть Ветхий и Новый Заветы, а сама гостиница есть церковь… (невольно вспомнишь, как в годы советских гонений, Библию для России выпускала экуменическая община в Тэзе).

Самарянин добр, но он не Христос. Христос пришёл Сам исполнить Ветхозаветный Закон, и тем дать свободу Своим ученикам. Самарянин ветхозаветный закон просто игнорирует.

Перейдём ко второму эпизоду – встрече Христа с самаритянкой.

Где это происходило? У колодца, ответит каждый. Но не у обычного колодца, а у Колодца Иакова. То есть на том самом «альтернативном» святом месте, что заменяет самаритянам храм.

Иными словами, где-то рядом жертвенник, за которым молятся еретики. И тут же ходит женщина, да притом не самого целомудренного поведения (пять мужей, и нынешний партнёр – не муж). Можно представить себе, как это рассердило бы правоверных учеников-апостолов, но к счастью они отлучились в ближайшее селение купить еды.

Кстати, как они здесь оказались? Мимо проходили: «[Иисус] оставил Иудею и пошёл опять в Галилею, надлежало же Ему проходить через Самарию» (Ин. 4:3-4). Просто короткая дорога.

Христос просит самаритянку напоить Его водой из Колодца. Колодец – самаритянская святыня, и вода в нём, очевидно, тоже. Представим, что в Дивеево с пластиковой бутылкой к святому источнику подходит человек в чалме… Или наоборот православному надо попить из какого-нибудь родничка с иноверческой репутацией… Но Господь просто хочет пить.

Женщина поначалу не даёт Ему пить, напоминая, что иудеям не положено разговаривать с самаритянами. Тогда Христос говорит ей о воде живой, после которой не будешь жаждать вовек. Самаритянка реагирует простодушно: «Тебе и зачерпнуть-то нечем», «дай мне такой воды, чтобы не ходить и не черпать» (а то устала). Постепенно она понимает, что перед ней Пророк и заводит разговор о самом главном, о вере. «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы [иудеи] говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Христос отвечает: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». И самарянка вспоминает то, что объединяет и самарян, и иудеев – ожидание Мессии, Который всё объяснит. Тогда Христос прямо открывает ей, что Мессия – Он.

Кому открывает тайну Христос? Прохожей женщине, единственное достоинство которой – простота. Она и язык за зубами держать не стала, а скорее привела с собой толпу других простаков-самаритян. Которые (вспомним предыдущую притчу) не очень-то жаловали иудеев.

История о самаритянке рассказана в 4-й главе Евангелия от Иоанна, когда Христос с учениками в пути из Иерусалима. А что было до того в Иерусалиме? Перелистнув, заглянем в третью главу. Там беседа Христа с Никодимом, в которой Никодим объят недоумением, и Крещение Христа в Иордане, когда Иоанн Креститель свидетельствует об Иисусе, что Тот – Сын Божий. Сразу ли поняли это верные ученики? Кажется, они шагают как ни в чём не бывало, ещё и оставив Учителя при дороге, побежали в местную торговую точку за продуктами.

Ученики не поняли, а простая самаритянка поняла! Евангелие не сообщает её имени, но по православному преданию её зовут Фотина Самаряныня, в переводе на русский – Светлана.

Между тем вернулись ученики с продуктами (в наше время они бы шуршали пакетами, доставая клубничный рулет, паштет и чипсы, и гремели бы бутылками). Они увидели как Учитель разговаривает с женщиной-самарянкой и … принялись молча переглядываться (буквально Ин. 4:27). Потом разложили пикник и стали угощать Иисуса: «Равви, ешь!» «Но Он сказал им: У Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».

Затем Учитель произносит длинную речь о жатве, и о побелевших нивах. Почему?

А Он знает, что сейчас придёт Светлана и приведёт друзей-самаритян. И те позовут иудейских паломников в гости, и будут пировать, угощать их до отвала два дня, лишь бы слушать Божественного Учителя. Именно угощать, а не бить.

Ученики же хотели «проскочить поскорее» неприятную Самарию, «перехватив чипсов» на обочине. Совсем как левит и священник из притчи, которые тоже спешили скрыться.

Результат – признание самаритян: «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». Иудеи только что наблюдали Богоявление, схождение Духа Божия в виде голубя, Голос с небес, свидетельство Иоанна – и многие ли уверовали? Самарянам оказалось достаточно обычной беседы.

Сверим контекст, что же было дальше. «По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве. Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник» (Ин. 4, 43-45). Значит всё оказалось не так плохо…

Четвертая глава Евангелия от Иоанна заканчивается исцелением мальчика в Капернауме, сына царедворца. Отец – важный чиновник, зовёт Иисуса к себе полечить умирающего ребёнка. Кем он считает Его, Мессией или просто чудесным доктором? Скорее второе, раз зовёт домой.

«Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею» (Ин. 4:50-54).

Добавим, что в наше время на месте Колодца Иакова …православный храм Иерусалимского патриархата. Он освящен в честь святой Светланы-самаритянки. Это место в городе Шхем, на территории Палестинской автономии, считается не самым спокойным. В конце ХХ века в храме погиб от рук фанатика православный игумен и получила раны монахиня.

Юрий Эльберт