Старец Софроний Сахаров об опыте Бога

Когда Иларион Алфеев спрашивал знаменитых современных старцев, в чём главная проблема РПЦ, те отвечали: в неверии.

Здесь имеется ввиду не неверие как отрицание или безразличие, но отсутствие у людей опыта Бога.

– Но ведь не у священников так? – спрашивал старцев Алфеев.

А они отвечали ему:

– И у священников…

Старец Ефрем Ватопедский говорит: «Я верю, что Русская Церковь и русский народ найдут свое «я», если будут связаны со Святой горой».

И я, путешествуя с лекциями, выступлениями, консультациями по разным городам и странам СНГ вижу, что все подлинно живые, глубокие, сияющие, далекие от формализма христиане этих стран, все желающие не правил, а Христа, в определённый момент своей жизни начинают общаться, переписываться, учиться у афонских старцев, и тех старцев афонской традиции, которые жили и живут в Европе и США, таких как Софроний Сахаров, Ефрем Аризонский, Паисий Аризонский, Захария Захару, Порфирий Кавсокаливит, Дионисий Каламбокас и других, умеющих возводить к Богу человека.

Даже если эта встреча ещё не состоялась, я, глядя на ищущих Духа понимаю (и пока еще не ошибся ни разу) что однажды и они встретят кого-то из старцев Святой горы. Эта встреча у всех бывает по разному – у Него много сюрпризов.

Благословенный Интернет снимает все препятствия для такого общения, и я вижу работу старцев над возрастанием этих светлых людей, и восхищаюсь тем, в какую красоту может взойти и восходит человек, захотевший подлинности и Христа.

А Бог каждый раз для каждого из них делает всё остальное, и делает так необыкновенно, что ещё на земле всякий из них и я, знающий их, видя, как меняется, наполняется, сияет их жизнь, говорим: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

И каждый из них с удивлением и благодарностью повторяет: «Мог ли мечтать я об этом, когда был всего лишь гадким утёнком?»

Журналист из Сибири спрашивает у старца Ефрема Ватопедского:

– Как найти духовного отца и не ошибиться?

Старец Ефрем:

– Духовный отец избирается сердечным извещением, сердечным зовом. Каждому по мере своей духовной жажды и ностальгии, по этой мере Господь даёт человеку духовного отца. Идеальный духовный отец тот, у которого есть рассуждение, говорящий конкретно то, что нужно этому человеку.

Журналист:

– А как найти духовника не на Афоне, а в обычной жизни? Где-нибудь в сибирской глубинке? Ведь старцев не так много…

Старец Ефрем:

– Я не так смотрю на вещи, как вы. Эта ваша позиция – логическая. Но Бог, который из камней может восставить детей Авраама, видя расположение каждого человека, подобающим способом, в подобающее время сведёт его с подобающим лицом…

Старцы учат людей свободе в Боге. Той свободе, которую отнимают у них неумелые духовники РПЦ.

Старец Софроний Сахаров говорил своему ученику – старцу Серафиму Бороделю, что требника миру уже недостаточно, и новые обстоятельства истории, развития людей требуют и новых молитв, тогда как в требнике всё только об освящении урожаев и пчёл…

И сколько свободы в таких словах! Ведь если предложить рядовому участнику РПЦ добавить молитвы к требнику, тот подумает, что вы либо спятили, либо в прелести, и навсегда перестанет с вами общаться.

Когда 18-тилетний француз, будущий Старец Серафим Бородель приехал к Старцу Епифанию в Грецию и попросил принять его в Православие и в ученики, тот с радостью помог юноше. Но когда тот на следующий день попросил принять его в монахи, Епифаний сказал ему окончить учёбу и потом, если Бог управит, ещё раз заговорить об этом.

Так же Епифаний сказал юноше, что есть две традиции приёма католиков в Православие — греческая и русская, через крещение или миропомазание. Старец предложил Серафиму самому выбирать, как он хочет войти в Православие, дав понять, что Бог примет любой его выбор.

Старец не советовал Серафиму ехать в Россию, сказав, что сейчас там нет монастырей (дело было до перестройки). Но Серафим не хотел в Грецию, так как не имел чувства Греции. Он хотел стать учеником покойного Силуана Афонского и нашел его дух в Эссексе, у Старца Софрония Сахарова. Когда Серафим приехал в Эссекс, то ему навстречу вышел сам Софроний и встретил его, показал весь монастырь, накормил его и принял очень тепло.

Потом Софроний сказал ему: «Поживите у нас, сколько хотите, и мы вам даём полную свободу». Софроний не стремился навязать Серафиму монашество, а помогал ему созреть на его личном пути. Потом последовал месяц борений с помыслами, и Серафим решился спросить Софрония прямо: «Если бы вам какой-то юноша сказал, что хочет поступить в монахи, что бы вы ему ответили?». И Софроний ответил в Духе: «Я бы ему сказал — иди к Старцу Софронию и он тебя поведёт к спасению». И к Серафиму тотчас пришла тишина помыслов, и борение прекратилось.

Монастырь был очень бедным — они ели крапивный суп и картошку, хотя людей к Софронию приезжало со всего мира очень много. Литургию служили четыре раза в неделю. Литургия, которую вёл Старец Софроний, длилась два с половиной часа.

Серафим стал келейником Софрония. Софроний говорил, что со святыми жить нелегко. И Серафим объяснял, что это потому, что Старец хотел, чтобы люди всегда жили высотой и созерцали Христа. Кроме того, у любого человека, и у святого в том числе, есть неукорные бытовые немощи, которые существуют одновременно с невероятной высотой жизни в Духе.

Господь действует через всех людей, но желает действовать через тех, кто открывается Его мудрости и красоте.

В 1958 году, за день до того, как Старец Софроний Сахаров и его духовные чада подали документы о переезде из Франции в Англию, в английском парламенте рассматривался закон об эмигрантах. Консервативная партия требовала полностью запретить допуск в страну бедняков, чтобы те не мешали своим присутствием росту экономики. Тогда кто-то из парламентариев сказал, что если бы завтра в Англию хотели въехать двенадцать апостолов, то из них это смог бы сделать только Иуда Искариот, потому, что у него был денежный ящик.

А на следующий день министр внутренних дел и вправду получил прошение на въезд… от Старца Софрония. Памятуя вчерашний разговор в парламенте, министр разрешил Старцу с общиной поселиться в Англии…

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. И мы никогда не знаем, сколько добрых деревьев прорастает из посеянных нам семян доброты… Колоссальная мудрость Божия каждый раз проявляется победоносно и просто. И эта простота бы очень пригодилась в доверии людей Господу. По Пастернаку такая простота доверия небу «всего нужнее людям, но сложное понятней им…»

Артём Перлик