Святой Иосиф и праздник труда, или Ecclesia, pax et labora

К сожалению, в современной России католическое социальное учение несколько обделено вниманием христиан. Место солидарности и взаимопомощи занимает либо пустая эгоистичная погоня за деньгами, либо стремление «отнять все и поделить», в той или иной их форме. Да, свою страшную роль в этом играет и незначительное число христиан. Но и сами христиане, увы, оказываются подвержены этим заблуждениям!

Как известно, минувшее недавно первое мая было праздником не только для социалистов, но и для латинских католиков. Ведь именно этот день Рим назначил днем памяти святого Иосифа Труженика. Совпали это даты, конечно же, не случайно.

Прекрасная истина Евангельской истории заключается в том, что с первого дня пути Спасителя в этом мире, Его сопровождал скромный человек простого труда. Святой Иосиф Обручник, плотник из Назарета. И Сам Христос, как гласит Предание Церкви, первые годы Своей жизни занимался плотничеством. Не брезговали простым трудом и апостолы, когда вели свою миссию.

Ярчайшим проявлением христианской трудовой этики стали монахи: достаточно вспомнить девиз ордена святого Бенедикта «Ora et labora» – «Молись и трудись».

Новое время ставило перед Церковью новые вызовы. Промышленная революция, стремительная урбанизация, заставившая сотни тысяч людей переехать из деревень в города, все более ускоряющийся ход времени, сметавший старый уклад жизни людей, не могли не привлечь к себе чуткого внимания Святого Престола.

Священники не могли быть безучастны к бедам простого люда. История донесла до нас множество имён пастырей, помогавших простым людям в трудные времена: достаточно вспомнить имена святого Иоанна Боско, Адольфа Колпинга и других. Они создавали фонды взаимопомощи, искали работу для безработных, но не упускали из виду и духовную жизнь своих подопечных активно проводя среди них катехизацию. Но не только Церковь обращалась к рабочим – среди них распространяли свои идеи и проповедники материалистического социализма. Затрагивая настоящие, невыдуманные проблемы простых людей: ужасные условия труда, безработицу, несправедливое и жестокое отношение к ним работодателей, они предлагали безбожные, душегубительные пути решения этих проблем.

Церковь не могла оставаться безучастной. 15 мая 1891 годы Папа Римский Лев XIII, спустя долгие году трудов и размышлений, издал знаменитую энциклику «Rerum Novarum» , в которой показал путь между Сциллой «дикого» рынка и Харибдой социализма. Именно с этой энциклики началась новая эпоха социального Учительства Католической Церкви.

В ней понтифик обрушился с критикой и на существующий экономический порядок в котором все меньше места оставалось для взаимопомощи, солидарности, в котором у рабочего все меньше возможностей оставалось даже для исполнения заповеди о почитании воскресного дня; и на социалистов, манипулирующих этим для того, чтобы руками восставших рабочих попытаться построить свою материалистическую утопию. В качестве альтернативы и тому, и другому злу Папа предложил концепции социального мира и сотрудничества общественных классов под эгидой Церкви. Он призывал обе части общества (и богатых, и бедных) относиться друг к другу в духе Евангельской истины. Принципы, сформированные в энциклике легли в основу социального течения дистрибутизма.

Идеи, заложенные в «Rerum Novarum», впоследствии были развиты Папами Пием XI, Иоанном XIII, Иоанном Павлом II. Но не только Папы размышляли о социальных проблемах: свой вклад в развитие идей дистрибутизма внесли Гилберт Честертон, Хилер Беллок, Дороти Дей. На протяжении всего XX века католическое рабочее движение активно развивалось. В частности можно вспомнить знаменитое Catholic Worker Movement в США.

И по сей день идеи дистрибутизма остаются актуальными – ведь никуда не исчезли ни алчные корпорации, стремящиеся превратить офисного работника едва ли не в раба, ни сторонники разного рода материалистических утопий. В это темное время, именно Церковь, как и всегда, сохраняет здравомыслие.

Алексей Билецкий