ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ

Даже в моей, уже далекой от церковности и православия в целом ленте всплывает иногда архимандрит Андрей Конанос. Всплывали и раньше репосты его статей и проповедей, всплывает и сейчас реакция на его уход. Ультраправые плюются ненавистью: «Наконец-то этот либерал-модернист доигрался в свой либерал-модернизм!», коллеги либерал-модернисты деликатно сострадают.

Нам всем уже знакомы такие истории, когда более или менее активный и заметный проповедник снимает сан или вообще уходит из церкви — в РПЦ таких случаев уже далеко не один. Кто-то становится обличителем церкви, кто-то занимается религиозно-нейтральной публичной деятельностью — тяга к публичности у них в крови.

О массовости уходов в целом судить трудно: точной статистикой, сколько людей тихих и незаметных снимает сан, располагает, думаю, только РПЦ, но она этими данными едва ли поделится. Лично мне знакомы четверо, у двоих это было связано с матримониальными проблемами (которым, кстати, при наличии глубоких убеждений места не находится), у третьего — с материальными проблемами семьи, у четвертого — чистое разочарование.

И это не считая монахов без сана и монахинь, покидающих монастыри. Но то, что какой-нибудь скромный отец Василий или молчаливый иеромонах Феодулий исчез со своего места служения, едва ли кто заметит, кроме полдюжины знакомых прихожан. Все подумают, что батюшку просто перевели в другое место.

Иное дело, когда это происходит с лицом, в церковной среде известным, повлиявшим на духовный путь многих, а в данном случае — думаю, не будет преувеличением говорить о сотнях тысяч и эллинов, и русских (русскоязычных), среди которых он был весьма и весьма популярен. С чем останутся эти люди? Я не говорю о тех, кто имеет уже свой зрелый духовный опыт — им о. Конанос не был особо интересен. Я о тех, кто увлекся яркой проповедью и только вступил на путь. О тех, для кого проповедь о. Конаноса была открытием, уроком духовной жизни. Куда им теперь?

Моя матушка Анатолия (совсем бесписьменная старая монахиня) сказала как-то: » Есть опыт духовный, а есть опыт книжный». От себя добавлю: опыт книжный красноречив и щедр, опыт духовный молчалив и скрытен. Нам не раз приводили фразу, приписываемую прп. Серафиму Саровскому: «Спасись сам /как вариант — стяжи дух мирен/ — и тысячи спасутся вокруг тебя!»

Никакие слова никогда никого ничему не учили, не спасали и не воспитывали, учит, спасает и воспитывает только личный пример. Любые воспитательные слова, это, по сути, призыв «делай как я». И если слово воспитателя делу не соответствует, воспитывается только цинизм. Это знает любой родитель или учитель. Но почему-то этого не знают религиозные деятели и прочие бойцы идеологического фронта. Помолчите уже, ребята, дайте просто на вас посмотреть!

Светлана Соколова