Тяжесть правила, или разговор с Отцом?

«Книга о молитве» отца Алексия Уминского — искренняя, честная, свободная, — словом, книга, найти которую было настоящем открытием. Со страниц будто веет тихий ветер свободы, и в сердце отзывается «я ведь тоже так думаю». Недаром говорят, что книги на самом деле мало чему нас учат, но они часто дают подсказку.

В программе «Вера в большом городе» в выпуске с отцом Феодором Бородиным приводится поразительный случай, раскрывающий суть молитвы. В одной семье на приходе муж ушел от жены в тот самый момент, когда она рожала, и этот уход настолько её травмировал, что она никак его не искала, не подавала на алименты, сына воспитывала с бабушкой. И вот, когда мальчик подрос, он летом на даче каждый день стал убегать в поле. Бабушка проследила за ним, и оказалось, что в поле он кричит: Папа! Папа! Громко-громко и долго-долго…

«Вот она, настоящая молитва. Она появляется когда тебе нужен не Саваоф, не Адонаи, не Вседержитель, не Троица Святая — ты не очень понимаешь, что кроется за этими словами, — а Отец, и ты бежишь в поле и зовешь Его. С этого момента молитва началась. Теперь тебе поможет и правило из молитвослова: ты сможешь найти в нем то, что касается лично тебя, и взять это — а можешь и не брать», — так комментирует этот случай о. Алексий Уминский.

И действительно, молиться своими словами, по-творчески нас мало кто учит, к этому приходишь сам, через боль, если осознанно идешь путем веры. В конце концов, как нельзя повторить чью-то жизнь, так нельзя и постоянно повторять чьи-то слова, пусть и правильные, выверенные, высокие, но всё же чужие. Насколько в молитве участвует сердце, настолько она искренняя, а только искренняя молитва Богу угодна.

Чего вообще от нас хочет Бог? В начале пути кажется, что Он хочет от нас самодисциплины, поста без масла и канонов. Много канонов. Но…

«Ной ходил пред Богом».

«Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность».

Праведность ветхозаветных праведников описана в одной строке, — память Божия и доверие к Богу.

Испытываем ли мы веру как доверие? Не являемся ли такими же исполнителями обрядов, как законники, которых обличал Христос. А ведь Христа тогда считали бунтарем и нарушителем отеческих преданий, хотя хорошо известно, что Своими действиями Христос никак и никогда закон не нарушал, наоборот, исполнил его в совершенстве.

В книге известных американских педиатров Уильяма и Марты Сирс о воспитании детей сказано, что даже если любящие родители делают что-то не так, то ущерб минимален, поскольку любовь к детям компенсирует их промахи. И мы знаем из слов апостола Петра, что «любовь покрывает множество грехов». Так не лучше ли сделать шаг навстречу, пусть и допустив в чем-то ошибку?

Настоящая молитва происходит когда мы испытали личную встречу со Христом. Она зажигает в нас огонь любви к Богу и ближним, без которого все наши усилия не имеют смысла. Путь таких святых как Симеон Новый Богослов и современный нам старец Порфирий Кавсокаливит показывают, что это горение духа и делает нас настоящими христианами.

Маргарита Керв