Всемирный день защиты животных

Октябрь богат на даты, связанные с зоозащитной тематикой. 4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. 8 октября — Международный день ветеринарной медсестры. 12 октября — Всемирный день перелётных птиц. 16 октября — День бездомной кошки.

Сегодня редакция портала «Христианская Россия» публикует размышления публициста Артёма Перлика о месте человека в мире живой природы и о том, как творение раскрывает нам замысел Творца.

Весь мир устроен устремлённым навстречу другому, чтоб и люди в движении любви вышли из себя для другого. Бог отдаёт Самого Себя, дарит, и это движение любви создаёт мир. У святых есть очень красивый образ чаши любви которая однажды перелилась через край и явился мир.

Христос воплотился, чтобы человек изменился, стал новым человеком, Бог отдаёт человеку Себя и дарит нам возможность быть Его детьми.

Человек должен быть устремлён к Богу, чтобы стать Его сыном и человек должен быть разумно и правильно устремлён к природе.

Природа – не замкнутое на себе существо. Её задача – перерасти себя и стать иной, соединиться с Богом, но это она может сделать только через человека. Например, домашние животные после общения с человеком меняются, приобретают черты хозяев.

Учёные, которые проводят исследование дрессированных животных, ставили над обезьянами такой опыт. Давали обезьяне группу карточек, половина из которых была фотографиями людей, а вторая половина – животных. Обезьяна должна была отсортировать их. Интересно, что в ходе такого теста, дрессированные обезьяны фотографии всех своих сородичей относят к животным, а свою собственную фотографию – к людям. То есть налицо черты некоторого психологизма, которые приобретает зверь, контактировавший с людьми.

Не менее интересна еще одна история: кот приходил молиться одновременно со старцем Виталием Сидоренко и постился вместе с ним. Когда коту во время поста давали непостное, он отказывался от еды.

Когда старец Виталий Сидоренко был молодым он жил в горном монастыре на Кавказе. Однажды священник послал его куда-то, Виталий шёл по узкой горной дороге – с одной стороны скала, с другой – обрыв. И вдруг из-за поворота выходит медведь. Тогда Виталий обратился к медведю:

– Я иду по послушанию. Ты должен меня пропустить.

И медведь действительно посторонился, освободив проход.

Монастырь, где жил святой Серафим Саровский находился возле леса. Однажды святой беседовал с людьми, как вдруг из леса вышел медведь. Все испугались, а Серафим сказал медведю:

– Миша, ты напугал людей, сделай им теперь что-нибудь хорошее. И медведь уходит в лес. Люди обрадовались, но это ещё не конец истории. Проходит несколько времени и из леса снова выходит медведь. Идёт он на задних лапах, а в передних несёт завёрнутые в листья лопуха соты дикого мёда.

Вот так звери слушаются святых людей.

Кстати, в саровских лесах с тех пор не было и до сих пор нет ни одного зафиксированного случая нападения медведей на людей.

Валаамские деревья – тем здоровее были, чем более духовной была жизнь в обители, а в годы упадка деревья болеют (это выясняют по годовым кольцам).

Цветы, которые один донецкий юноша подарил своей любимой стояли неестественно долго – то есть его любовь воздействовала на цветы реальным образом.

И животные, и растения, и вся природа воссылают хвалу Богу – и дождь, и ёлка.

Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, святой Амвросий Оптинский, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

А вот случай из жития святого Нектария Эгинского:

«Однажды, — рассказывала сестра Х. — свидетельница чуда, — мы попросили нашего Владыку после обычной вечерней беседы объяснить нам, каким образом творения, лишенные разума и голоса, как, например, солнце, луна, звезды, свет, воды, огонь, море, горы, деревья, словом все те творения, которых псалмопевец призывает петь хвалу Господу, могут воспеть эту хвалу? Святитель ничего на это не ответил. Через несколько дней под той же сосной и при обычной вечерней беседе он сказал нам:

Вы меня просили несколько дней тому назад объяснить вам, каким образом творения Божии поют Богу хвалу. Так вот, послушайте же их.

Одному Богу известно как, но монахини вдруг оказались в преображенном мире, где отчетливо слышали, как каждое творение пело и на свой лад воздавало хвалу Господу и Творцу”.

Святые говорили, что человек должен не себя ощущать частью мироздания, а мироздание частью себя. Природа – продолжение нашего тела, наше расширенное тело.

Человек должен стать царём мира, но царь по Библии – тот, кто сам по закону любви служит всем, ведь единственная логика которой руководствуется Бог – логика любви.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что «животные после грехопадения перестали уважать человека». И действительно – животные уважают только праведных, так как в них узнают своих царей. Даже животные видят, что человек без Бога ненормален.

Человек рушит природу вследствие своего восстания на Бога и отказа от Бога. После грехопадения человек разорвал все связи – и с Богом и с природой и с другим человеком. Бога стал видеть как чужого и неродного, а природу как объект эксплуатации, он потребитель и пытается потребительски отнестись ко всему, здесь нарушена логика любви. Восстановление и исцеление человека происходят только в Православной Церкви.

Чтоб вернутся в изначальное состояние нужно, чтобы человек снова соединился с Богом. Но человек сам этого сделать не может, и Христос воплощается, соединив в Себе Бога и Человека, и каждый человек который через крещение входит в церковь становится участником этого соединения в себе самом. Христос открывает путь, и человек крещением вступает на этот путь. Человек приобщается Христовой жизни через крещение. Получает семя новой жизни, которое можно развить в духовного человека. Конец пути – святость и Царство Небесное.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что с течением веков человечество всё больше проникается духом и мыслью Евангелия, хотя это и крайне медленный процесс.

Приведём пример в защиту слов святого отца. Две главных европейских психологических школы XVIII – XIX столетий рассматривали животных или как механизмы, построенные по принципу «стимул — реакция», или как бездушных роботов, не способных чувствовать боль, привязанность и т.д.

Но вот в XX веке люди впервые заговорили о том, о чём столетия назад писал Исаак Сирин, что милосердие всецело распространяется на животных, что настоящему человеку больно о всём творении, что он не просто переживает о них, но даже молится, – говорит авва Исаак, – и не только за собак и коров – но даже за ящериц и крабов.

И мы видим, что такое отношение к животным – на глубине есть результат евангельских осознаний бытия, и потому мы все теперь понимаем то, что не понимали в прежние века, что люди, защищающие животных – правы, а мучающие их, как писал Достоевский в «Братьях Карамазовых» – «противятся мысли Божией».

Артём Перлик