Жена писателя

Памяти А.Г. Достоевской (11 сентября 1846 — 9 июня 1918)

Мудрая исследовательница литературы Ольга Данченкова однажды сказала: «Она делала для него всё: стирала бельё, готовила обед, вела хозяйство, растила детей и брала на себя всякую заботу о нём и доме. А он — а он был Достоевским»…

Великие писатели — люди ранимые. Им очень важно, чтобы рядом с ними находился тот, кто свидетельствовал бы — сделанное ими — хорошо. Тот, кто оказывал бы им постоянную духовную и душевную поддержку. Те женщины, которые отваживаются на это, становятся героинями, столь же известными в веках, как и их великие мужья или дети.

Писатели далеко не всегда счастливы в семье, потому, что далеко не каждая женщина готова служить писателю. Если же таковая найдётся, то её слава переживёт века.

Именно женщины могут не только разглядеть талант в любимом человеке, но и подсказать лучшее применение этому таланту. Так мама Ибсена убедила будущего драматурга отказаться от кисти художника в пользу пера писателя.

Наверное, жена великого писателя и должна быть такой, какой была Анна Григорьевна — добрая супруга Фёдора Достоевского. С юности глубоко ценившая его талант и зачитывающаяся его книгами, она в 25 лет выходит за уже стареющего писателя, и становится настоящей опорой и поддержкой его творческого служения.

Так, в первую очередь, она берёт на себя все хозяйственный заботы. Достоевский позднее скажет: «Я всё хозяйство своё предоставил жене. Как она решила так и будет». Бог наделил женщин гораздо бо́льшим практицизмом в бытовых вопросах, чем гениальных писателей и учёных. Поэтому у Анны хватило сил справиться с ролью хозяйки дома во второстепенном, и хватило такта следовать за своим великим супругом в главнейшем. Она и вправду была помощницей, а не обузой.

Ещё Толкиен заметил, что мужчина оплодотворяет женщину не только на телесном уровне, но и на уровне идей, мыслей и душевной высоты. Анна с каждым днём супружества всё больше проникалась Достоевским. Эта пронизанность позволяла ей делать глубокие открытия, касающиеся семейной жизни. Так, она пишет: «Только постоянное духовное общение с мужем может создать дружную и крепкую семью». Какая духовная точность в этом наблюдении! Ведь подобной мысли не постыдился бы и сам писатель.

Для укрепления брака она советует отправиться с мужем в путешествие вдвоём, где их общению никто не будет мешать. Она много пишет о том, что не нужно мешать друг другу пользоваться временем так, как кто из супругов хочет, при условии участия в общем служении. Хотя участие у писателя и его жены разное: писатель творит новую красоту, а жена украшает его жизнь своей любовью.

Все бытовые заботы, конечно же, лежат на девушке, ведь писатель не может и не умеет помогать ни в чём простом и обыденном, как и боевые корабли не гоняют ловить рыбу. Блаженны те жены великих, которые это помнят и понимают. И Анна, взяв на себя все домашние заботы, печётся так же о здоровье мужа, о его обеде, привычках и непривычках. Она становится для него словно матерью. Взамен он даёт ей чувство высокой единосердечности, когда двое становятся единосущны друг другу. Он укрепляет её церковное сознание, в первую очередь своим светлым духовным настроем. Иметь такого мужа, всё равно, что быть замужем за ветхозаветным Авраамом, и понимать это.

Конечно, Анне доступны не все его думы и настроения. Не всё ей ясно. Так, она всю жизнь обижалась, когда Достоевский говорил ей, что она не девушка, а добрая Анечка. Очевидно это было связано со словами Христа, что для великих и настоящих нет ни мужского пола ни женского, но всё и во всём Христос. И, всё же Анна прикладывает поразительные усилия, чтобы понимать, что и почему писатель говорит. Кротость её души приводила к тому, что непонимания крайне редко выливались в ссоры. При этом повод каждой из ссор она помнила всю жизнь. Это говорит о том, что недоразумения случались крайне редко, не каждый день, как то принято в обыкновенных современных семьях.

Исследователь Достоевского Игорь Волгин пишет: «Ничто так не способствует писательским бракам, как женская, — сугубо литературная — приязнь».

Тут достаточно вспомнить, сколько огорчений доставляла жена тому же Генриху Гейне. Будучи совершенно недалёкой и непоэтичной она с удивлением слушала, как люди хвалили стихи её мужа и отвечала: «Говорят, что муй муж какой-то великий. Я не знаю. Не замечала».

И противоположный пример — супруга Клайва Льюиса, которая в начале полюбила его книги, а потом, через книги, влюбилась и в автора.

Что-то подобное произошло и в жизни Анны Григорьевны и Достоевского. Есть об этом у Владимира Корнилова стихотворение, посвященное жене Достоевского Анне Григорьевне Сниткиной:

Этой отваги и верности

Не привилось ремесло —

Больше российской словесности

Так никогда не везло.

При первой встрече Анна пишет о Достоевском: «Он мне не понравился и оставил тяжелое впечатление».

Ей тогда было 20 лет. Их встреча состоялась 4 октября 1866 года, и она говорила потом, что «понравилась своему будущему мужу по контрасту с теми нигилистками, манеры и образ жизни которых его коробят».

Она хотела быть в этих отношения сама собой, той, какой её задумало небо, а потому ей не было нужны притворяться и кокетничать — и без того красота её души была явной тому, кто умеет видеть духовно. А всякий другой прошел бы мимо, потому, что Анна не считалась в своём кругу красавицей.

В ней удивительно сочетались ум и доброта. Собственно, её ум был близок уму поэта, потому, что она постигала бытие не через анализ, но поэтическим вникновением, и при этом ей был не чужд здравый смысл. И это помогало ей вести все семейные дела, с которыми она умело управлялась.

9 октября того же года, через несколько дней после первой встречи, Анна пишет в дневнике: «Не знаю почему, но мне казалось, что он на мне непременно женится».

Однако Достоевский медлил с браком. Ему хотелось быть уверенным, что его любят.

Сближению мужчины и женщины способствует общее дело. Их общим делом была литература. Он — писал. Она — поддерживала его в этом. В дни их жизни совместная работа мужчины и женщины была большой редкостью.

Анна знала, что Достоевский беден, с долгами, болен эпилепсией, да и до писательской славы было ещё далеко. Но всё же она становится его женой и живёт с ним около 14 лет, и потом ещё 37 без него. Когда после смерти любимого мужа ей предлагали подумать о новом браке, она отвечала, что «после Достоевского может выйти только за Толстого».

Многие родственники писателя осудили этот брак и на первых порах весьма досаждали молодой жене. И, всё же, Федор и Анна были счастливы. Анна писала: «Меня всегда радует, когда он со мной говорит не об одних обыкновенных предметах, о кофе да о сахаре».

Когда Достоевский писал, Анна молилась Богу, чтоб Господь ему в его труде помогал. Она хотела служить мужу и дать ему то, чего он никогда не знал — счастье.

Созидающий красоту не может быть счастлив с тем, кто его красоту не понимает и не принимает. Анна же с самого начала любит гениальность своего мужа: «Я, кажется, готова была всю жизнь стоять перед ним на коленях».

Несмотря на различные испытания брака, например, безосновательную ревность с обеих сторон и попытки родственников их обидеть, их душевная близость растёт. Уже через год Достоевский разрешил Анне читать свои письма и её «ужасно как радует» его откровенность.

Анна внимательно читает всё, что он пишет. «Ведь не могу же я оставаться равнодушной к тому, что делает мой муж». У них случались и ссоры и обиды, но эти ссоры не затрагивали глубины их взаимного чувства.

Достоевский часто писал жене письма. Это он делал ещё и потому, что в написанном слове он представал настоящим, во всём величии своего гения. А в быту у него нередко проявлялся скверный характер. В слове и их отношения предстают как они есть — в небесном идеале единосердечия.

Он писал ей: «Ты меня видишь, обыкновенно,, Аня, угрюмым, пасмурным и капризным: это только снаружи; таков я всегда был, надломленный и испорченный судьбой, внутри же я другой, поверь».

Анна это очень хорошо знала и понимала.

Она любила его письма, любила всё, что он писал, знала этому цену и говорила, что «он пишет как никто».

Когда в 1878 году у них умер маленький сын, Достоевский поехал в Оптину пустынь, где и прежде очень хотел побывать. Трижды за приезд он был у святого старца Амвросия. Вот что пишет об этом Анна: «Вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Фёдор рассказал старцу о постигшем нас несчастии и о моём слишком бурно проявленном горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Фёдор отвечал утвердительно, то просил его передать мне своё благословение, а так же те слова, которые потом в романе старец Зосима говорит опечаленной матери».

Семья Анны и Фёдора строилась вокруг служения Христу. Достоевский пишет, а она оберегает его от всякого зла и дискомфорта. Это служение проходило в условиях свободы и не давило, а придавало им обоим новые силы к жизни, как то обычно и бывает, когда люди служат правильно.

Глубинную радость этой семьи составляла благодать. И он и она часто ходят в храмы, а после литургии часто принимают важные решения.

Много в их отношениях взаимной жертвы. Анна отдаёт всё приданое, чтобы только свозить писателя в столь необходимое ему путешествие за границу. При этом она очень переживает о вещах (впервые в жизни — её вещах), но отказывается от всего, ради счастья любимого человека. Жертва Достоевского прежде всего заключалась в том душевном тепле, которое он ей уделял. А, ведь если супруг делает счастливым жену, то она тогда легко делает счастливой всю семью, и ещё многих вокруг. Поэтому, при отсутствии множества бытовых навыков, которые кажутся такими важными обычным людям, Достоевский дарил жене самое главное — христианское единство сердец, которого столь много ищут женщины в современных семьях, годами стремясь к нему. А великий писатель мог дать всё это сразу, и было бы странным при этом упрекать его в том, что он не умел забивать гвозди или зарабатывать деньги, ведь он смог дать счастье большее, чем обыкновенно принято на земле.

Артём Перлик