Неообновленчество

Обновленчество еще с 90-ых годов обычно ассоциируют с богослужебными реформами, с введением русского языка. На самом деле, это ложь. Прекрасно известно, что неообновленцы в большинстве своем были сторонниками ЦСЯ. Один из самых ярких лидеров обновленчества Александр Введенский был категорически против русского языка богослужения.

Так в чем была суть обновленчества, если не в реформаторстве? Обновленцы — это проект ЧК, родившийся в его недрах, поэтому неообновленцы с первого дня своего появления пользовались самой широкой поддержкой сов. власти и ее, соответственно, воспевали. И власти использовали обновленцев для контроля над верующими, для использования церкви в своих интересах, Ее разрушения, для ее разрушения.

Конечно, сторонники канонической церкви тоже воспевали советскую власть и вождя народов. Но, во-первых, среди них были и такие, кто принципиально не шел на сотрудничество с советской властью. Это все три местоблюстителя патриаршего престола: священномученики Петр (Полянский), Агафангел и Кирилл (Смирнов). Последний известен своей фразой, сказанной Тучкову, о том, что он не собирается быть ядром, которым будут разрушать русскую церковь. И даже когда каноническая церковь воспевает дифирамбы, то мы видим, что это греховный компромисс, это проявление немощи, слабости, страха. Обновленцы же были вполне искренними сторонниками советской власти.

Так кто же сейчас является последователем обновленцев? Неообновленцем? Тот кто и сейчас продолжает воспевать советскую власть, кто стремится к максимальному союзу со светскими властями. На мой взгляд, самой яркой фигурой современного неообновленчества является митрополит Тихон (Шевкунов).

Уже на 45-ой секунде своего недавнего видеовыступления митрополит Тихон говорит просто поразительную вещь, что Советский Союз был той же самой Россией, пусть и с искажениями. Это говорит православный епископ! А недавно на территории Сретенского монастыря был построен храм новомученикам… Возводят гробницы пророкам?

Что же имеет в виду митрополит Тихон под искажениями? Наверное то, что с 1917 по 1939 год большевики уничтожили более 120 тыс. священнослужителей? Голодомор и ГУЛаг — это тоже искажения? А то что СССР до распада позиционировал себя как атеистическое государство и вел борьбу с церковью — это для владыки тоже просто незначительные искажения?

Далее владыка говорит об эмигрантах, которые в годы Второй мировой остро переживали свою солидарность с Россией. Да, некоторые из них на волне патриотизма отождествили СССР с Россией и даже вернулись в страну. И что с ними сделала “Россия”? Почему владыка Тихон не говорит о судьбе эмигрантов, которые после войны решили вернуться на Родину? Потому что все они тут же попали в концлагеря. Их обманули. СССР не был Россией, СССР был убийцей России.

Далее владыка говорит, что нацисты сделали ставку на школу и учителей (поэтому и нам сейчас это надо делать), благодаря чему самые кровопролитные бои были за Берлин, который защищали вчерашние школьники. Правда, нужно отметить, что самыми кровопролитными сражения за Берлин были не из-за фанатиков, его защищавших, а все из-за того же тов. Сталина, который приостановил наступления сов. войск, боясь спугнуть союзников в преддверии дележа мира на Ялтинской конференции. Благодаря чему немцы смогли хорошо укрепиться. А потом брали Берлин, как и обычно, нисколько не думая о жизнях людей.

Хотя после 1943 года и было некоторое смягчение по отношению к церкви, которое Сталин сделал абсолютно из-за прагматических соображений, но уже в конце 1940-ых гонения на церковь стали снова усиливаться. Вот что отмечает в своей книге по исследованию жизни ташкентской епархии Ольга Борисова:

“С осени 1948 года и вплоть до смерти Сталина в 1953 году Советом по делам РПЦ не было дано ни одного разрешения на открытие храмов; с конца 1948 года в стране началась новая кампания по сокращению числа действующих храмов и молитвенных домов, передаче их под различные светские учреждения. Деятельность Совета по делам РПЦ предыдущих лет подверглась резкой критике за «пособничество церковникам». Теперь от уполномоченных требовалось закрытие церквей, снятие религиозных общин с регистрации. Протоколы заседаний Совета по делам РПЦ за 1949-1950 гг. состоят из множества резолюций «не возражать против решения.. облисполкома… о переоборудовании церковного здания» под кинотеатры, клубы, школы, музеи, моторно-тракторные станции, склады; при этом в большинстве случаев общины снимались с регистрации. Письма и доклады Совета по делам РПЦ правительству и ЦК КПСС за 1949-1950 гг. содержат многочисленные сведения об изъятии у общин верующих молитвенных домов, так же как и множество свидетельств о попытках верующих отстаивать свои права, об их противостоянии незаконным действиям властей.”

При Брежневе СССР также остается богоборческой страной. В 1969 году сажают в тюрьму известного церковного деятеля Талантова (и многих других людей, посадки за веру продолжаются).. Конституция СССР 1977 года сохраняла фактическое неравноправие граждан в зависимости от их отношения к религии: атеисты могли свободно пропагандировать свои убеждения, а верующие имели лишь право «отправлять религиозные культы» (статья 52-я). Распространение «научного атеизма» с марксистской подкладкой вменялось в обязанность преподавателям в школах и вузах, в комитетах партии на местах существовали штатные должности пропагандистов.

Вообще, владыка Тихон звучит как государственный деятель, а не как член церкви. Прислушайтесь внимательно. Если бы на Владыке Тимхоне не было церковного облачения. мы и не догадались бы, что это говорит христианин. Фильм телеканала Дождь “Духовник” хорошо показывает близость псковского митрополита к государственным структурам. Еще одна характерная черта обновленцев — тесное сотрудничество с государством. Владыка прекрасно чувствует государственный тренд на постепенную реабилитацию советского периода и поэтому всеми силами его поддерживает, можно вспомнить хотя бы грандиозную супер-современную историческую выставку, которая совсем недавно прокатилась по всей стране.

Так что получается, что Владыка Тихон просто прямой продолжатель обновленцев. Как в его почитании всего советского, так и в стремлении быть ближе к власти. Мне могут возразить, что патриарх Кирилл тоже активно взаимодействует с властью, ищет ее преференций. К сожалению, это так. Но при этом патриарх Кирилл всё-таки хочет видеть церковь сильным и самостоятельным институтом. Из-за чего, конечно, он не в таком фаворе у власть имущих, как митрополит Тихон. Отчасти из-за этого патриарх Кирилл находится под постоянным обстрелом СМИ. Попробуйте найти хоть какую-то положительную статью о патриархе за исключением патриарших СМИ. С патриархом можно не соглашаться, считать неверным его управление церковью в целом или в частностях. Но для меня очевидно, что он радеет о церкви так, как он считает правильным. Заботы же митрополита Тихона, как мне видится, мало касаются непосредственно церковной христианской жизни.

Александр Королев