Святой Августин Кентерберийский, апостол англичан

Память святого Августина Кентерберийского (☩ 604 г.) — 27 мая у католиков, 26 мая — у православных и англикан

В предыдущих статьях, посвященных «Церковной истории Англии» святого Беды Достопочтенного, мы рассмотрели жизнь и влияние на нее самого автора, а также его друга и ученика — святого Кеолвульфа, короля Нортумбрии, которому Беда посвятил это историческое произведение (с этими статьями вы сможете ознакомиться в наших следующих публикациях).

Обратимся теперь к одному из самых известных героев этой истории — святому Августину Кентерберийскому. Многое из того, что мы знаем о миссии Августина в Англии, исходит от Беды, и, как мы увидим, этот святой историк не случайно уделяет так много места в своей книге этому важному «апостолу англичан».

История происхождения

Несмотря на свой титул «апостола англичан», Августин не был первым, кто принес Евангелие на Британские острова. Первые обращения в Христианство можно надежно датировать, по крайней мере, временем святого Албана, мученичество которого пришлось на III век. Христианство распространялось в Британии так же, как и по всей остальной Империи: медленно и через кровь мучеников.

Несмотря на преследования, к тому времени, когда Миланский эдикт отменил предыдущий запрет на христианство, в Британии (особенно в римских городах) проживала процветающая христианская община. Именно в Британии появился еретик Пелагий, и затем Британские острова боролись с религиозной смесью язычества, пелагианства и ортодоксального христианства.

Потребовались миссионеры из-за пределов островов, чтобы исправить богословский хаос. Самым важным из этих ранних миссионеров был святой Герман, который дважды ездил в Британию, чтобы искоренить пелагиан и восстановить веру. Однако, несмотря на работу Германа, распри и нашествия различных языческих племен не позволили католической вере укрепиться в Британии. Христиане жили в Британии — это точно; были даже дворяне-христиане, такие как Берта, королева и супруга Этельберта Кентского. Однако сама Британия не была христианской страной, и немногочисленные местные христиане жили практически отрезанными от остальной Церкви.

Такова была ситуация накануне миссионерского путешествия Августина.

Обещание для ангельских англов

В 596 году Папа святой Григорий Великий выполнил личное обещание поделиться Христом с англами-язычниками в Британии. Дело в том, что он столкнулся с молодыми англами, которых продавали в качестве рабов в Риме, и был вдохновлен их евангелизацией. Он пытался поехать в Великобританию в качестве миссионера до своего избрания Папой, но вместо этого был оставлен в Риме. Теперь, будучи Папой, он послал в Британию благонадежного монаха Августина, бывшего настоятелем бенедиктинского монастыря святого Григория в Риме. Августин и его спутники прибыли в Британию в 597 году. Хотя они не говорили на англосаксонском языке, с ними были говорившие на нем переводчики из франкских королевств (опять же благодаря влиянию Папы Григория и его эпистолярному мастерству). Короли франков, которым Григорий писал, помогали Августину всеми доступными им способами, отчасти в ответ на просьбы Григория, отчасти потому, что Берта, королева Кента, была из франкской королевской семьи.

Группа высадилась недалеко от Кента и отправила франкских курьеров к королю Этельберту. К ним явился король, уже несколько знакомый с Христианством (напомню, его жена была христианкой и имела у себя капелланом епископа), но еще язычник. Он слушал проповедь Августина, и поощрял миссионеров выполнять свою работу в его королевстве и за его пределами, и даже выделил для них место в Кентербери, самом важном городе его королевства. Из этой небольшой резиденции вырос один из величайших соборов Британии и одно из самых важных мест паломничества в Европе.

С самого начала миссия Августина увенчалась успехом. Одобрение миссии королем означало, что проповедники не ограничены в своих действиях пределами Кентербери и тамошней церкви. Сама их жизнь была свидетелем их проповеди, и многие пришли ко Христу, потому что увидели истинное, доброе и прекрасное в жизни миссионеров. В конце концов Этельберт сам обратился, а вслед за ним пришли еще тысячи.

Августин поделился хорошими новостями с Папой Григорием, который радовался успеху миссии. Папа также написал длинное письмо в ответ на практические вопросы Августина о служении людям в Британии. Одной из ключевых особенностей английской миссии, сохранившейся в католических миссиях и по сей день, является идея использования существующих религиозных практик и святынь и их «крещения». Григорий призвал Августина использовать некогда языческие постройки и жертвенники в качестве мест для строительства церквей, сохраняя то хорошее, что было в прежней религии народа, но направляя его к Богу, а не к идолам.

Папа был так доволен работой Августина, что поднял Кентербери до статуса архиепархии и сделал Августина архиепископом. Он отправил литургические книги и предметы, а также еще большее количество священников для обслуживания быстро растущих приходов и даже подарки королю и королеве. Папа писал другим церковным и светским лидерам об успехах миссии в Англии, как гордый отец пишет о достижениях своего сына. Он также предупредил Августина, чтобы он не слишком превозносился успехом миссии и чудесами, произведенными его, Августина, молитвами.

Святой Августин Кентерберийский, апостол англичан

Споры о дате празднования Пасхи

Получи триумф в своей первой миссии, в проповеди среди англов, Августин обратился к своей второй важной задаче, которую он не увидит выполненной при жизни (церковь в Британии в конце концов разрешила этот вопрос на Синоде Уитби в 664 г., ровно через шестьдесят лет после смерти Августина). Эта задача состояла в том, чтобы воссоединить Церковь в Британии с Римской церковью. Это не было вероучительным вопросом; ересь не вернулась в Британию с тех пор, как святой Герман обратил непокорных пелагиан в ортодоксальную веру. Проблема заключалась в том, что доавгустинские британские христиане следовали богослужебным обычаям и духовной традиции кельтских христиан, в особенности ирландцев. У ирландцев были миссии по всей Европе, начиная с Британских островов (например, святой Колумба просвещал пиктов в современной Шотландии), и они принесли с собой свою особую кельтскую христианскую культуру.

Это привело к некоторым расхождениям в вере на островах. Самым спорным было то, как определить дату Пасхи. Кельтские христиане использовали один метод для определения даты, на которую каждый год выпадала Пасха, в то время как христиане, ближе расположенные к Риму географически, начали следовать другому методу (детали спора о дате Пасхи выходят за рамки нашего рассмотрения, но такие детали важны, если читатели хотят глубже погрузиться в контекст жизни Августина).

Проблема была глубже, чем просто выбор даты в календаре; споры коснулись характера авторитета Церкви и важности традиций. Кельтские христиане утверждали, что их способ датировки Пасхи был древним, чему их научили великие святые, такие как Патрик и Колумба, в то время как Августин и его преемники утверждали, что они следовали за Папой, и что папская власть важнее местных традиций. У Августина было мало терпения к тем, кого он считал «литургическими мятежниками». Он объяснил, почему важно быть сохранять церковное единство в сфере таких важных обычаев. Он творил для них чудеса, утверждая их в общецерковной пасхалии.

Несмотря на все усилия Августина, британские и кельтские священнослужители утверждали, что не могут отказаться от того, что было передано им от древних. Расстроенный Августин предсказал, что их постигнет беда, если они останутся столь же упрямыми. Они именно так и поступили, и бедствие пришло с севера: языческий король Этельфрид из Берниции (позже Нортумбрии) возглавил набег, опустошивший их земли, особенно подвластные британцам в церковном отношении.

Августин и современная евангелизация

Можем ли мы увидеть в Августине модель современной евангелизации? Почти пятнадцать столетий отделяют нас от его миссии в Британии, и наши миры совершенно разные. Тем не менее, в его миссии в Британии мы видим нечто похожее на наше сегодняшнее призвание.

Как и у Августина, территория нашей миссии не является полностью языческой. Новая евангелизация предназначена для мира, культура которого уходит своими корнями в культуру христианского мира. Подобно Августину, мы можем использовать доступные нам ресурсы. Если нам не хватает каких-то необходимых навыков, за нами стоит Церковь, как и за Августином и его миссионерами с франкскими переводчиками, которые также пользовались поддержкой и ободрением Папы Григория.

Вдохновленные тем, что папа Григорий наставлял Августина в отношении сохранения языческих храмовых сооружений, мы тоже можем видеть, что хорошего, истинного и прекрасного в нашей современной культуре, и строить миссию на этом. Мы можем говорить о человеческом достоинстве с теми, кто ищет справедливости, о подлинности с теми, кто устал от лжи и фальши, и о совершенстве — посреди расколотого мира.

Хотя мы можем и не вступать в ожесточенные споры по поводу церковной дисциплины, мы можем последовать примеру Августина и встать на сторону Папы, даже когда преобладающая культура вокруг нас кричит, чтобы мы начали игнорировать его и Церковь.

Для нас было бы полезно, если бы Августин был нашим образцом проповедника, потому что новая евангелизация будет успешной только в том случае, если мы, подобно ему, будем проповедовать с любовью, верностью и искренностью.

Автор: Мэтью Б. Роуз

Перевод: Кирилл Белоусов

Оригинал: St. Augustine of Canterbury: Apostle to the English 

Иллюстрации: статуя святого Августина Кентерберийского в Палермском соборе / Shutterstock; икона святого Августина.