Святая вода и церковный маркетинг

Работая в церкви, слышишь, а то и сам повторяешь одни и те же фразы из года в год. И невольно, следуя Декарту, поверяешь их сомнением: так ли это?

На экране говорящая голова, батюшка бубнит привычное:

– Почему-то многие люди, считающие себя православными являются в храм только 19 января, для того, чтобы получить святую воду, забывая о том, что круглый год здесь совершаются Таинства…

Такие слова я и сам повторял много крат, и они действительно были актуальны, и в 1990-е, и в 2000-е.

Прежде всего, о Церкви стало намного больше информации, притом вне церковных стен. Это при СССР «от бабушек» узнавали, что 19 января в храме «что-то дают», можно взять что-то чудесное, и постороннего не прогонят.

Ныне церковные новости круглосуточно звучат на телеканалах, радиоволнах, в Ютубе и Инстаграме. Не меньше захожан привлекают ночные службы на Пасху, Рождество Христово и то же Крещение. Плюс городские ходы – весной на Кирилла и Мефодия и осенью в День народного единства, так успешно заменившие первомайские и ноябрьские демонстрации.

Немалую конкуренцию святой агиасме составляют Благодатный огонь, который привозят с большой помпой прямо из Иерусалима, и несут под объективами телекамер; чудотворные иконы и мощи, которые постоянно «гастролируют», и уж 2-3 раза в год непременно соберут очереди в городке.

Не забудем и о православных выставках, что проходят в соседнем Екатеринбурге. Тут святыньки любые: хошь маслице с Афона, хошь освященный футляр для айфона. И конечно белые витые «иерусалимские» свечи. И сухарики из Серафимова котелка. И монастырский медок, и винцо.

А вы говорите «раз в год за водой» или «только свечки ставить»! Деньги ещё тратить на обычные свечи, когда можно за тысячи километров у великих святынь (у Кузи) требы заказать.

Но самое главное, крещенская святая вода сама сделалась товаром, и теперь круглый год продаётся в любой приходской лавке! В чистых пластиковых бутылках и с наклеенной молитвой. Причём стоит великая агисма, как правило, дешевле воды, привезённой издалека – из знаменитых святых источников.

И если раньше невоцерковленные знакомые, те, кто «ходит ставить свечки», случалось, просили: «Ты в храме работаешь, набери нам водички», – теперь отмахиваются: «Она в лавке продаётся, и в очередь не надо стоять. 50 рублей всего за полтора литра, дешевле минералки».

Но очереди стоят? Стоят! Они стали меньше, и стоят первые два дня, 18-го и 19-го, хотя в крупных храмах воду разливают чуть ли не до 27-го, до отдания праздника Крещения.

В этих очередях стоят обыкновенные благочестивые миряне. В том числе воцерковленные, то есть участвующие в церковных Таинствах, хотя бы несколько раз в год, читающие дома молитвы.

Батюшка, тем более настоятель может не знать их в лицо, тем более по именам. Он знает только сотрудников храма, нескольких активных прихожан, что готовы подмести двор и напрашиваются в трапезную на тарелку супа, да, может быть, учеников взрослой воскрески. Остальные – просто масса. Стадо. Ни тени осуждения: откуда ему знать, они же ни в какие списки не записываются, не представляются.

Самому же батюшке, сотрудникам и воскресникам в очередь стоять не обязательно. 19 января им нальют воду без очереди. А так круглый год можно зайти в крестилку и получить там агиасму бесплатно. Даже в лавке не нужно покупать.

Благочестивая бородатая голова на экране продолжает твердить:

– И стараются набрать святой воды побольше, бидонами, а ведь достаточно всего одного стакана…

Вам, батюшка, достаточно! Выпьете стакан, ещё принесут. Да и самому освятить можно в любой момент, правда не великим, а малым чином, но какая разница…

Но это опять же вопрос церковного маркетинга. Как написано в молитвословах и брошюрах для начинающих: после утреннего молитвенного правила хорошо натощак принять просфору и глоток святой воды. А глоток – это много? А если большая семья? А кто-то следует традиции запивать святой водой лекарства? Стакана на год никак не хватит. Тогда милости просим в церковную лавку или на православную ярмарку, великая агиасма от 50 рублей (или сколько там).

Наконец, батюшка с экрана переходит к завершающему вопросу: нырять в прорубь или не нырять? Подумать только, как сейчас осмелели: лет 5-10 никто и пикнуть не смел против священной традиции.

– Но ведь ныряют пьяные, голые, с криками…

А церковные старушки и не ныряют в Иордань. Для кого же Иордань освящается?

Нырнуть зимой в прорубь – определенный подвиг для человека, особенно для мужчины. А что церковникам разве чуждо желание побыть «настоящим мужиком»? Отчего же тогда в православных разговорах и СМИ столько про армию-воинство, про отца – главу семьи с сильной рукой и т.д. Может, уж пусть ныряют и крякают? А водочки с мороза и пастырь выпить бы не отказался (не во время молебна конечно, да и неловко перед прихожанами, а так…)

И наконец, если тридцать лет батюшки талдычат одно и то же, а «народ неразумный» только ныряет в прорубь да стоит в очередь с бутылками – может, что-то пошло не так? Может, проповедь неэффективна?

Только проповедь прямого дохода не приносит. А для продажи святой воды достаточно обычной витрины.

Юрий Эльберт