Насколько религиозным было население рабочих окраин и предместий довоенного Таганрога?

Исторический центр Таганрога ограничен Смирновским и Большим садовым переулками. Все, что находится за пределами указанной территории — это предместья и рабочие окраины. Возникли они во второй половине XIX века. Между тем, предместье и рабочая окраина отличаются друг от друга. Предместье — это исторически существовавший дореволюционный пригород. Рабочая окраина — это территория города, которая была заселена уже в советский период и в отличие от предместья юридически она всегда была городом.

Какой же была религиозная жизнь на этих территориях в XIX-XXI столетиях? Как повлияла на нее атеистическая пропаганда советского периода и религиозное возрождение начала 90-х гг. ХХ века? Как развивались здесь приходские структуры в постсоветское время? Ответам на эти вопросы посвящена данная серия статей.

Формирование предместий Таганрога проходило в условиях освобождения крестьян от крепостной зависимости и развития капиталистических отношений. Сельские жители не имели достаточного количества пахотной земли чтобы себя прокормить, поэтому они были вынуждены выезжать на заработки в ближайший город. Особенно это было актуально для обитателей отдаленных сел. При этом, приобрести или даже снимать жилье в самом городе было под силу не всем. Поэтому некоторые таганрогские купцы покупали за городской межой землю, делили ее на участки и сдавали ее прибывшим из деревень. Таким образом, были заселены предместья Богудония, Касперовка, Скарамангавка, Камбициевка. В то же время Собачеевка не принадлежала конкретному помещику, поэтому заселялась более стихийно.

Разумеется, переселившиеся жители не были атеистами: в подавляющем большинстве они были православными христианами, а поэтому нуждались в духовном окормлении. Вместе с тем, купцы не стремились выдавать землю на строительство церквей, ведь земля приносила им деньги. Впрочем, это не всегда было нужно. Например, жители Богудонии ходили в соседний Свято-Никольский храм (см. выше его современное фото). Но по мере роста населения потребность в открытии приходов росла: на Мясницкой площади был построен храм Петра и Павла на средства купца Шилова, у которого рядом было свое предместье (см.план ниже).

Когда это предместье расширилось вдоль берега залива и приблизилось к кладбищу, то местные жители начали посещать расположенную там Церковь всех святых. Сюда же активно приходили жители Собачеевки, которые также активно посещали церковь Архангела Михаила, которую освятили в 1878 году. Находилась она рядом с нынешним старым вокзалом. Населявшие Камбициевку рабочие ходили в тюремную церковь. Между прочим, в дореволюционной России все домовые церкви, кроме принадлежащих императорской фамилии, были открыты для публичного посещения. Но жителям Касперовки и Скараманговки сложно было добраться до ближайшего православного храма.

Возможно, что именно с этим неудовлетворенным духовным голодом связан отход людей от веры и упадок нравственности. Действительно, во второй половине XIX века в Российской империи активизировали свою деятельность социалисты, а затем и леворадикальные группировки.

Они распространяли свою идеологию на рабочих промышленных предприятий, которые также открывались в Таганроге в этот период: в 1896 г. рядом с городом возникли Котельный и Металлургический заводы, и это привлекло на территорию таких предместий как Камбициевка, Касперовка и Скараманговка новых жителей.

Неудивительно, что здесь в 1904 г. был освящен храм в честь Иоанна Предтечи (см.фото ниже). Этот храм был построен в рекордно короткие сроки — всего за один год. Располагался он на пересечении улиц Амвросиевкой и Второго Кожевенного переулка (в наши дни там находится помещение ОМОНа). В тоже самое время строительство церкви Петра и Павла в предместье Шиловка1, расположенное в юго-западной части современного Таганрога велось на протяжении десяти лет 1896 по 1906 гг.) на средства купца Петра Петровича Шилова.

Таким образом, ситуация с доступностью храмов для населения всех таганрогских предместий нормализовалась. Там появились также и собственные храмы. Об искренней вере местных жителей свидетельствует то, что во всех мазанках, где жили верующие, имелись красные углы с иконами Богородицы и младенца Иисуса, а также Николая Чудотворца. Однако, следует отметить, что кроме православных здесь же жили также баптисты. Католиков в среде жителей указанных территорий в начале ХХ века, судя по всему, было несколько десятков человек — в основном, это были выходцы из Украины. Вообще же в этническом плане в начале ХХ в. подавляющую часть населения указанных предместий составляли именно «малороссы», исключение составляла Собачеевка, где достаточную часть населения составляли «великороссы».

В 1920 г. по итогу Гражданской войны в Таганроге была установлена советская власть. Поначалу жизнь населения предместий никак не изменилась, только был закрыт храм Архангела Михаила в 1923 году. Однако, остальные церкви не закрывали даже католики, живущие в предместьях, могли посещать костёл, который находился в городе, но не слишком далеко от окраины. Возможно, одна из причин такого «либерального» подхода к религиозной жизни в предместьях Таганрога заключается в том, что здесь большую часть населения составляли не русские, а украинцы, в которых большевики усматривали угнетённое царизмом этническое меньшинство. Кроме того, советская власть была ещё недостаточно крепкой, и поэтому большевики в 20-е гг. ХХ в. не были склонны наживать себе врагов, которые живут в достаточно неудобном для облав и репрессий районах2.

На рубеже 20-30-х гг. ХХ в. возникли новые рабочие окраины Таганрога – например, на территории бывших артиллерийских складов, а также на территории к северу то них начался формироваться район, который получил среди местных жителей название Соловки. Населяли его украинцы из окрестных сел, а также из УССР. В основном, переехавшие граждане спасались от коллективизации, а также от прочих репрессивных действий советских властей Украины. На новом месте переселенцы должны были в обязательном порядке устроиться на работу. В основном, народ шел работать на Котельный и Металлургический заводы, а также на Красный гидропресс, который выпускал механические агрегаты. За это они получали земельный участок от двух до пяти соток земли на постройку дома и городскую прописку.

Но в 30-е. гг. ХХ в. советская власть уже устоялась: антибольшевистские банды были разбиты или самораспустились. Более того, в 1929 году на Западе началась «Великая депрессия», которая существенно ослабила капиталистические страны. Кроме того, в 1932 г. в РСФСР была официально свернута украинизация. Это означало, то, что переехавшие жители не могли построить себе храм или часовню для совместной молитвы. Более того, имеющиеся православные храмы уничтожались, в результате такой деятельности к концу 30-х. гг. ХХ в. в Таганроге осталось всего два уцелевших православных храма, это Свято-Никольский и Всехсвятский, что находится на Старом кладбище. Католический храм также был закрыт. Соответственно, религиозная жизнь христиан всех конфессий в 30-е. гг. ХХ века уходила в подполье. Развитие промышленных предприятий Таганрога требовало новых рабочих рук, поэтому в период 30-х гг. ХХ в. возникла ещё одна рабочая окраина — Северный жилой массив.

Именно в 30-е гг. ХХ в. большевики начали проводить атеистическую пропаганду. Однако, ее основной целью были вовсе не лица среднего (и тем более старшего) возраста, которые были или неграмотные, или малограмотные. Это характерно для местных крестьян, которые не отличались книжностью, поэтому агитация среди них не давала результата. Основным адресатом агитации безбожников стали дети бывших крестьян. Для них строились школы, напр. в пределах Соловков в 1936 г. было построено две школы 24 и 25. Здесь детям прививалась атеистическая картина мира. В заключение отметим, что мы продолжим данный исторический экскурс рассказом об антирелигиозной кампании и духовном возрождении 1990-ых гг. в одном из наших последующих материалов.

Денис Свентицкий

1 В современном сознании местных жителей Шиловка может восприниматься как часть Богудонии, до предания забвения даже ее названия.

2 В район Богудонии во время войны немецко-фашистские оккупанты боялись заходить. Надо сказать, на это есть свои основания: улицы там очень запутанные и далеко не везде можно проехать верхом, да и пешком тоже пройти весьма непросто.